Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Иустин (Попович)-ТОЛКОВАНИЕ НА 1-Е ПОСЛАНИЕ -К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

1:1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

От нас, "троицы" – Павла, Силуана и Тимофея, услышьте благовестие о Церкви, которая всем своим существом принадлежит Богу Отцу и Господу Иисусу Христу, поскольку вся сила спасения, содержащаяся в ней, исходит от Бога Отца через Сына во Святом Духе. От Пресвятой Троицы проистекает вся сила, вся истина, вся правда, все спасительное учительство и наставничество наше. Этим учением мы лишь направляемся ко спасению, а Пресвятая Троица устраивает нам это спасение.

Мы среди вас и из самих вас основали Церковь, которая всем своим существом зиждется на вочеловечившемся Господе Иисусе Христе, будучи Его Телом.

Как члены Церкви вы становитесь сочлененными с богочеловеческим Телом Христа и как вечно живые члены этого чудного Тела принимаете от Него все богочеловеческие силы, соделывающие ваше спасение.

Церковь Фессалоникская является только органической частью всей Церкви Христовой, Тела Его и в этом, и в том мире. И вы, принадлежа Церкви, одновременно принадлежите двум мирам: земному и небесному или, лучше, "земно–небесному", поскольку в Церкви небо находится на земле и земля на небе; ангелы вкупе с людьми и люди с ангелами. Всем своим существом Церковь живет посредством Божественных сил Пресвятой Троицы, которые проникают в нее через вочеловечившегося Бога Слова и сошествием Святаго Духа.

Все эти силы составляют благодать, которая дает жизнь Церкви посредством Святых Таинств и добродетелей. Сущность Церкви содержится в этой благодати, которая направляет всю ее жизнь от Отца через Сына во Святом Духе. Благодать Церкви Христовой непрестанно отроичествует каждую человеческую душу, которая через святые Таинства и добродетели соединяется с чудным и чудотворным Телом Христовым.

С помощью веры, этой первой христианской добродетели, ты отроичествуешь себя, поскольку вера приводит к Отцу, Сыну и Святому Духу. К тому же через Таинство Крещения ты весь "входишь" в Святую Троицу, и Она "входит" в тебя, в твою душу. И ты уже больше не принадлежишь себе, но происходишь от Отца через Сына во Святом Духе.

Так и каждым Святым Таинством, каждой добродетелью ты посредством благодати отроичиваешься и становишься праведным, добрым и святым. И это по преимуществу и есть цель человеческого существования, поскольку мы, люди, сотворены по образу и подобию Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа.

Мир! Что в действительности есть мир? Мир есть царство всеблагой воли Троического Божества. Царствует ли этот мир в вашей душе? Если да, то в вас существует истинный мир. Царствует ли он в обществе, семье, народе? Если да, тогда там находится совершенный и истинный мир, поскольку этот мир господствует посредством божественной истины, правды, любви, посредством божественных совершенств. Истинная любовь существует только там, где нет греха, смерти и диавола, поскольку в грехе находится источник всякой немирности в человеческом мире.

Поэтому Господь Иисус Христос даровал нам мир, которым уничтожил грех, смерть и диавола, которым спас человеческий род от греха, смерти и диавола, избавил человеческую природу от основных источников "немирности". Как отмечает апостол Павел: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким (Еф. 2:14–17).

Такой мир, как и благодать, всегда получается от Отца через Сына во Святом Духе. Царство этого мира находится в Церкви Христовой, где и царствует Всесвятая Троица со Своей благодатью.

1:2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших.

В человеческом роде христиане – это новые люди, поскольку живут непрестанно в Боге, для Бога и по–божьему. Каждый их помысл, каждое чувство, каждое расположение, каждое их дело исходят от Бога, приводят к Богу, совершаются ради Бога.

Мысль христианина о мире постепенно становится молитвой о мире, чувство о мире постепенно превращается в молитву о мире, который весь лежит во зле (ср.: 1 Ин. 5:19), во грехе и смерти.