Достоевский о Европе и славянстве

К этой многозначительной истине Достоевский пришел в ходе жизненного православного опыта, покоренный и очарованный Ликом Безгрешного: он не мог не ощутить себя всегрешным пред Единственным Безгрешным, он не мог не развить в себе чувства смирения пред Христом до сознания личной всеответственности за всех и вся. Смирение необходимо душе человека, как зеница оку. Невозможна жизнь души без смирения, как невозможно зрение без зеницы ока. Исключительную важность смирения и личной всеответственности Достоевский проповедовал по-апостольски ревностно И по-другому не мог проповедовать этот прекрасный православный философ.

Для евангельской православно-молитвенной философии смирение - фундамент христианства [343], "знак христианства, и тот, кто не имеет этого знака - не христианин" [344]. "Невозможно спастись без смирения" [345]. Спасение достигается верой и смирением [346]. Смирение - непогрешимый путеводитель через необычайно загадочные и запутанные тайны жизни на земле. "Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: "взять ли силой али смиренною любовью?" Всегда решай: "возьму смиренною любовью". Решишься так раз и навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой нет ничего" [347]. Смирение - это единственная сила, которой побеждается всяческое проявление сатанизма: сатанизм ума, сатанизм сердца, сатанизм воли. "Смирение - единственная добродетель, которой диавол не может подражать" [348].

Без смирения невозможно быть христианином. По сути, христианство начинается со смирения. Евангельское смирение - это очень сложное сочетание ощущений и мыслей. Именно тут сокрыто огромное богатство духовных ценностей, хотя в Евангелии смирение названо нищетой духа. Но что значит "нищета духа"? Что значит быть нищим духом? Нищий духом человек всем своим существом ощущает, что его человеческий дух бесконечно нищ пред Духом Божьим, что его человеческая жизнь - полнейшая нищета в сравнении с богатством жизни Божьей, что все людское в сравнении с Божьим - бесконечное убожество. Нищий духом человек, до конца уничтоживший в себе гордость, человек, заменивший гордость смирением ума, такой человек воспринимает мир в категории смирения. И как гордость и гордоумие - начало всякого греха, так и смирение и смиренномудрие - начало всякой добродетели и добра.

Но и это еще не все. Через нищету духа человек причащается вечных блаженств. Если в человеке есть хоть малая толика гордости, то его душу если не опустошает, то, во всяком случае, посещает или отчаяние, или тоска, или грусть, или уныние. И когда он смирением вытеснит из души гордость, в его душу вселятся и кротость, и радость, и умиление, и милосердие, и любовь, и молитва, и все евангельские блаженства разом. Ибо нищета духом - первое блаженство, которое ведет ко всем остальным евангельским блаженствам. Нищета духа заключает в себе такую силу, что Царство Небесное сводит на землю, приближает человека к этому Царству, Делает его близким своим. Всеистинный сказал: "Блажени нищие духом: яко тех есть Царствие Небесное" [349]. Их Царство Небесное уже здесь, на земле, уже тут, на земле они чудесным образом обладают Небом. Поэтому Всеистинный и не сказал "тех будет", но сказал "тех есть".

Только бесконечное смирение рождает в душе человека чувство личной всегреховности и всеответственности. В этом - много небесной истины, много Небесного Царствия. Тут все взаимосвязано: одно производит другое, одно перерастает в другое Поэтому Достоевский решительно проводит мысль: каждый человек виновен не только в своих грехах, но и во всем и вся, что происходит в мире. Когда люди поймут эту мысль, говорит он, тогда для них наступит Царство Небесное, и не в мечтах, а на деле [350]. "Если человек не имеет крайнего смирения, смирения всем сердцем своим, всем умом своим, всем духом своим, всей душой и телом своим, то он не может наследовать Царство Божие" [351].

Смирение - это своего рода всевидящее око души, с помощью него человек безошибочно отличает истинные ценности от ложных в самом себе и в мире вокруг себя. Человек истинного смирения ощущает и ясно осознает свою человеческую малость, свою ничтожность. Это проявляется в постоянном самоосуждении, в постоянном недоверии своему, человеческому разуму, в оправданной ненависти к своей человеческой воле, - одним словом, в решительном отвращении от всего мирского, эгоистичного и самодовольного.

Духом смиренной всегреховности и всеответственности воистину пронизано все евангельское, все православное. Чувство и сознание личной всегреховности и всеответственности побуждало многих людей к необыкновенным подвигам смирения и покаяния. Именно это чувство и это сознание подвигли великого русского подвижника св. Серафима Саровского (+1833) на невероятно тяжелый подвиг: тысячу дней и тысячу ночей провел он в непрестанной молитве Богу с молитвой мытаря на устах: "Боже, милостив буди мне грешному". Ночь он проводил в лесу, стоя на коленях на камне, а дни - в своей келии, также стоя на коленях на камне.

Это чувство всегреховности, эта покаянная грусть, это суровое самобичевание, это немилосердное самоосуждение, по мысли Достоевского, пронизывает душу русского народа, характеризует русскую историю, выявляя то, что есть в народе православного [352]. Этим чувством преисполнен облик оптинского старца Амвросия, к которому Достоевский приезжал. Этим чувством проникнута вся евангельская деятельность знаменитого русского духовника отца Иоанна Кронштадтского (+1907). Он учил: считай себя самым большим грешником, более тех, которые тебе таковыми кажутся или на самом деле таковыми являются. Почитай себя худшим и ниже всех [353].

Как и все истинные православные философы, Достоевский своим христолюбивым сердцем ощутил и понял, что только решительный подвиг веры спасает человека от ядовитого болота релятивизма и выводит на светлый путь, который через христоликое смирение и кротость, молитву и милосердие ведет к бессмертию и к жизни вечной, туда, где чарующий Лик Богочеловека Христа царствует и властвует.

Примечания 287. Ср.: Кол.3:10. 288. "Из материалов к "Бесам" Ф.М. Достоевского". Этот материал опубликовал Л. Гроссман в одесской газете "Южное слово", 8 октября 1919 г. 289. Курсив Достоевского. 290. "Дневник писателя", т.XI, с.493. 291. Там же, с.497. 292. Там же, с.497. 293. Там же, с.492. 294. Там же, т.X, с.51. 295. Там же, т.XI, с.476. 296. Там же, т.X, с.52-53. 297. "Биография и письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского", с.234. 298. Курсив Достоевского. 299. "Letters of Dostojevsky", р.182. 300. В этом же письме к Майкову Достоевский пишет: "В этом мире я знаток и монастырь русский знаю с детства" (там же, с.182). 301. Митрополит Антоний. "Словарь к творениям Достоевского". София, 1921 г., с.182. 302. "Братья Карамазовы", т.XII, с.37. 303. Там же, с.33,34. 304. Там же, с.21. 305. "Из материалов к "Бесам" Ф.М. Достоевского". - Л. Гроссман. "Южное слово", 8 октября 1919 г. 306. Material zum Roman "Die Demonen", S.523. 307. 2Кор.10:4-5. 308. Material zum Roman "Die Demonen", S.529. 309. Ibid., S.530. 310. Ин.12:24. 311. Ин.12:25. 312. Ср.: Мф.16:25; Лк.14:26. 313. П.А. Флоренский, "Столп и утверждение Истины", с.61,62. 314. "Дневник писателя", т.XI, с.458. 315. Мф.16:24-25. 316. "Братья Карамазовы", т.XII, с.31. 317. 1Кор.4:10. 318. Ср.: Мф.12:25; Мк.3:24. 319. "Дневник писателя", т.IX, с.454. 320. Л.Н. Толстой. "Исповедь". М., 1907, с.72. Глубоким противопоставлением этому толстовскому самоволию разума является принцип послушания и распинания разума. Этот принцип особо подчеркивал К.Н. Леонтьев. "Я вполне Православию подчиняюсь, - говорит он. - Я признаю не только то, что в нем убедительно для моего разума и сердца, но и то, что мне претит... Credo quia absurdum... Я верую и тому, что по немощи человеческой вообще и моего разума в особенности, что по старым, дурным и неизгладимым привычкам европейского, либерального воспитания кажется мне абсурдом. Оно не абсурд, положим, само по себе, но для меня как будто абсурд... Однако я верую и слушаюсь. И скажу вам, что это лучший, может быть, род веры. Совет, который нам кажется разумным, мы можем принять от всякого умного мужика, например. Чужая мысль поразила наш ум своей истиной. Что ж за диво принять ее? Ей подчиняешься невольно и только удивляешься, как она самому не пришла на ум раньше. Но, веруя в духовный авторитет, подчиняться ему против своего разума и против вкусов, воспитанных долгими годами иной жизни, подчинять себя произвольно и насильственно, вопреки целой буре внутренних протестов, мне кажется, это настоящая вера". 321. Евр.11:1. 322. П.А. Флоренский. Op. cit., с.65. 323. "Братья Карамазовы", с.378. 324. "Дневник писателя", т.XI, с.473. 325. "Братья Карамазовы", с.193,194. 326. Там же, с.193. 327. Там же, с.380-381. 328. Там же, с.381-382. 329. Курсив Достоевского. 330. Курсив Достоевского. 331. Курсив Достоевского. 332. "Дневник писателя", т.XI, с.248-249. Это весьма напоминает совет апостола Павла коринфянам: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1Кор.4:5). 333. "Братья Карамазовы", с.35. 334. Там же, с.23,30. 335. "Идиот", т.VI, с.626. - Аглая не понимает Мышкина, потому что он идеально добр и мудр, и ни капли гордости нет в нем: "Вы честнее всех, благороднее всех, лучше всех, умнее всех!.. Для чего же вы себя унижаете и ставите ниже всех?" (с.368) 336. Ср.: Митрополит Антоний. "Словарь к творениям Достоевского", с.104. 337. "Братья Карамазовы", с.343. 338. Там же, с.343. 339. Там же, с.344. 340. Там же, с.354-358. 341. Там же, с.353-371. 342. "Сон смешного человека", "Дневник писателя", т.XI, с.137-139. 343. Св. Макарий Великий. "De custodia corolis", 10, P.G., t.34, col.829B. 344. Он же. Homil. XV. Ibid, col.601B. 345. Св. Авва Дорофей. Doctrina XVI, Migne, P.G., t.88, col.1776B. 346. "Братья Карамазовы", с.375. 347. Там же, с.379-380. 348. Св. Иоанн Лествичник. "Scala Paradisi", Migne, P.G., t.88, col.993A. 349. Мф.5:3. 350. "Братья Карамазовы", с.354. 351. Св. Антоний Великий. "Добротолюбие", т.V. 352. "Дневник писателя", т.XI, с.264-268. 353. "Моя жизнь во Христе". Приведем еще несколько мыслей этого почти что нашего современника. "Необходимо в особенности стремиться к тому, чтобы никогда и ни в чем не сравнивать себя с другими, но всегда ставить себя ниже других, даже если ты в каком-либо отношении выше других или такой же, как они. Если хочешь быть истинно смиренным, то считай себя ниже всех, достойным того, чтобы тебя все топтали". О себе о. Иоанн говорит: "Я - сама немощь и нищета. Бог - моя сила. Это убеждение - моя высшая мудрость, которая делает меня блаженным". "Смирись духовно пред каждым, считая себя ниже его или ее, ибо тебя Сам Христос поставил быть слугой каждому, несмотря на то, что все его члены, так же, как и ты, носят раны греха".

Философия любви и познания

Как только человек направит свои мысли на евангельские пути, он тотчас почувствует себя как бы незавершенным еще существом. Все в нем устремляется к чему-то бескрайнему и бесконечному. Подвигом веры, молитвы, смирения он как бы продлевает себя в бесконечность. Нет границ для его развития, нет преград для его самосовершенствования. Он постоянно переносит себя из временного в вечное, из смертного в бессмертие, из земного в потустороннее, из конечного в бесконечность. Вера как раз и есть не что иное, как решительное salto mortale, бросок из смерти в бессмертие. Человек храбро и решительно отрекается от самого себя, от своего эгоистичного закона: я=я и предает себя Божественной бесконечности, где Вечный царствует и властвует.