Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь

В предсмертные часы Своей земной жизни, когда всякому даже обыкновенному человеку, подводящему итоги своей жизни, свойственно быть и оставаться только тем, что он есть на самом деле, Иисус Христос не только не отрекается от Своего достоинства Сына Божия, но исповедует его непреложно. На суде первосвященник спросил Его:

Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус ответил:

Я, - и как бы желая показать, что Его слова нужно понимать прямо и буквально, добавляет:

и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы. и грядущего на облаках небесных (Мк. 14, 62-65). Эти-то последние слова Иисуса Христа показывают, что и наименование "Сын Человеческий", которое Он любил прилагать к Себе, имеет особенный смысл и обозначает не человеческое, а именно Божественное или, лучше сказать, Богочеловеческое Его достоинство. Этими словами Иисус Христос хотел сказать, что Он есть тот самый Сын Человеческий, Которого видел когда-то пророк Даниил.

Видел я в ночных видениях, - читаем в книге этого пророка (7, 13-14), -

вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями (Бога Отца. - М.Ч.),

и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава, и царство, чтобы все народы, племена, и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. И враги Христа - иудейские книжники, знавшие закон и пророков, хорошо это поняли, ибо и сами судили Христа именно за богохульство, за присвоение Себе достоинства Сына Божия и в таком виде представили дело Пилату, которому кричали:

мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори (Ин. 19, 7). И даже на Голгофе они глумились над Распятым:

Если Ты - Сын Божий, сойди с креста... Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф. 27, 40; 43). И только сотник,

видя трус и бывшая, воскликнул не с глумлением, а с глубокою верою:

воистину Божий Сын 6е Сей! (54)

Исповедывание Им Себя пред людьми Богом

Не оставляют в нас никакого сомнения в том, что Иисус Христос исповедовал Себя пред людьми Богом, те места Евангелия, где Он говорит о Своем равенстве с Богом Отцом, усвояет Себе божеские свойства и действия, хотя и не называет Себя прямо Богом.

Видевший Меня видел Отца, - говорит Он Филиппу, который просил:

покажи нам Отца (Ин. 14, 9-10; 12, 45). Утешая учеников пред Своими страданиями, он говорит им:

Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, И Мы прийдем к нему, и обитель у него сотворим (14, 23). В первосвященнической молитве Он обращается к Отцу:

И все Моё - Твоё, и Твоё - Моё (17,10).

Иисус Христос исповедует Свое равенство с Богом Отцом и пред неверующими иудеями. После исцеления 38-летнего расслабленного при овчей купели иудеи искали убить Его за то, что Он совершил это чудо в субботу. Защищаясь, Спаситель во всеуслышание заявляет:

Отец Мой доселе делает (а не пребывает в бездействии после шести дней творения. М.Ч.),

и Аз делаю (Ин. 5, 17). Иудеи верно поняли слова Христа, что Он делает Себя равным Богу, и потому ещё более стали искать убить Его. Христос Спаситель не разубеждает иудеев в этом, а ещё более старается убедить их и во всей дальнейшей речи продолжает говорить о Своем равенстве с Отцем.

Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (21-23). Можно ли яснее выразить истину равенства Сына с Отцом!