Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь

Сущность его, по учению Слова Божия

Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам, - говорил Спаситель в Нагорной Своей беседе (Мф. 6, 33). Здесь Спаситель открывает пока одну сторону в содержании идеи царствия Божия, именно праведность - правду: в царствии Божием - правда живет.

Но какая правда? Праведность, как внутренняя правда, как душевная чистота, как просвещённость истиною, как нераздельное единство помышления и действования, слова и жизни, верования и делания.

Не другое что, а то же самое, только более определенно и подробно, раскрывает и апостол Павел, когда говорит:

Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе (Рим. 4, 17). Здесь апостол Павел дает самое полное определение Царству Божию - сначала с отрицательной, а потом и с положительной стороны.

Толстой и социалисты не впервые выставили мечту о золотом веке, когда будет всем житься сытно и счастливо: мечта эта современна всему греховному человечеству. Ею жили и евреи времени Спасителя и апостолов. Ее-то и изобличает апостол Павел. Царствие Божие - этот золотой век жизни человечества - не в пищи и не в питии; оно не исчерпывается материальным довольством, к нему и не сводится. Пища, как обобщение всего материального богатства, знатности, довольства, славы и т.п., о чем мечтают наши социалисты и чего они решили добиваться для земли, не может быть основой счастья и радости человеческой: она никогда не удовлетворяет и не успокаивает; от большего все хочется ещё большего; аппетиты раздражаются, является зависть, ненависть, вражда, злоба в одних людях и тупое самодовольство, мещанское счастье, животная ограниченность в других. Нет, в пище и богатстве начало царства, но только не Божьего, а духа вражды и злобы. Божье то, что мирит, единит, роднит, успокаивает, ублажает. Таковы - праведность, мир и радость.

Под праведностью здесь апостол разумеет ту же правду, о которой говорил и Спаситель. Это видно из одинакового обозначения их одним и тем же греческим словом "

dikaiosunh" (дикеосини).

dikaiosunh - правда - употребляется в греческом языке со значением святости. Таким образом, содержание царствия Божия это - святость, мир и радость. Первое - святость - основное, второе - мир - производное и третье - радость - выводное, заключительное. Где святость, там не может быть вражды, ненависти, раздора; там полная удовлетворенность, братство, равенство, там мир. А где мир, там нет беспокойства, домогательства, страдания, горя и несчастья; там только радость. И радость эта - не низкая, земная, материальная; не радость удовлетворенного самолюбия и эгоизма, а радость во Святом Духе, т.е. радость чистая, светлая, любвеобильная, радость как ощущение или даже сознание полноты духовного бытия.

Царствие Божие не в слове, а в силе (1 Кор. 4, 20). Царствие Божие, однако, не потому познается, что праведность, мир и радость в жизни осуществляются, а по той силе, которою и с которою они в жизнь проводятся. Сила эта всецело человека захватывающая и его себе подчиняющая есть воля Божия, есть, как выражается Гарнак, боговластие. "Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя как на небе, так и на земле". Вот как молиться к Отцу Небесному научил нас Спаситель. Чтобы на земле водворилось царствие Божие, нужно, чтобы воля Божия была здесь также господствующей, царственной, как и на небе.

Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в царствие небесное, но исполняющий волю Отца Небесного, - говорил Христос (Мф. 7, 21). И вот, когда эта воля воспринимается и сознается человеком, как его собственное произволение, тогда царствие Божие приходит не в слове, но в силе, - во всем блеске, полноте и могуществе, открывается как мирное благоволение, святая праведность, духовная, чистая, светлая радость о Духе Святе.

Итак, царствие Божие - это не социалистическое земное благополучие, не толстовское опрощение с безвластием; это - боговластие, выражающееся в святости, мире и радости среди человеков, это воплощение "на земли мира и в человецех благоволения", воспетого ангелами родившемуся в Вифлееме Иудейском младенцу Иисусу.

Личное спасение и общественное служение в христианстве

Выдвинутые религиозно-философскими собраниями, они не сходят со столбцов газет даже и доселе. В том или ином разрешении их хотят видеть оправдание и осуждение всему христианству.