Христианское миросозерцание. Основные религиозные истины

Поэтому-то об атеистах, так сказать, научных можно говорить, что они - явления редкие, исключительные. И мы вполне согласны с г. Карцевым, известным нашим столичным педагогом, в своих "Записках по педагогике" заметившим, что "человеку естественно быть религиозным, если же и встречаются люди на самом деле не верующие в Бога, то таких людей нужно признавать исключениями среди человечества; это некоторого рода аномалии". "Отсутствие религиозного чувства, - говорит автор знаменитой книги "Наука и религия" Чичерин, - всегда является искажением человеческой природы".

Религия социализма: человекообожение

Социализм в его прошлом и современном отношении к христианству

Под именем социализма (societas (лат.) - союз, общество) разумеется такое направление в мысли и в жизни, которое отрицает собственность и требует обобществления, т.е. общего, для всех равного владения предметами производства: землей, деньгами, фабриками, машинами и т.п. (социал-демократия) или даже и результатами, плодами производства (коммунистический социализм). По этим своим задачам и своему историческому происхождению социализм, по воззрению некоторых исследователей его, есть, хотя и незаконнорожденное, но все-таки детище христианства. Цели его братство и равенство - взяты у христианства, только им вставлены в свою собственную оправу. Мир и счастье на земле, им проповедуемые, в значительной степени напоминают хилиастическое Царствие Божие на земле. Было время, и ещё не так давно, когда социализм стоял к христианству в весьма близких отношениях. Родоначальники французского социализма вполне искренне были убеждены, что социализм есть нечто иное, как воплощение христианства в жизнь, как осуществление Царства Божия на земле. А. Сен-Симон завершил дело всей своей жизни сочинением "Новое христианство". И ещё в 1848 году, в эпоху Июльских кровавых дней, женщинами-социалистками был организован "банкет в день Рождества Христова", на котором между прочим были произнесены тосты: "за Христа - отца социализма", "за пришествие Бога на землю" и другие в этом направлении.

В лице известного Карла Маркса социализм породнился с историческим материализмом, заимствовал у него для себя метафизику и на нем обосновался. С этого времени не только к христианству, но и к религии вообще социализм стал в неприязненные, а то и прямо враждебные отношения. Если известная Эрфуртская программа социализма (п. 6) объявила религию "делом частным", если, по словам многих вождей и учёных теоретиков его, "социалистические партии не касаются сферы религиозных верований своих членов, предоставляя им полнейшую свободу исповедовать какой угодно культ" (Э. Вандервельде, А. Шеффле, А. Панекогк, П. Гере и др.); то это почти всегда делалось и говорилось исключительно из тактических соображений. "Чтобы скорее побороть недоверие рабочих и скорее проникнуть к ним, в наших собственных рядах, - говорит А. Панекогк, - возникает стремление затушевывать наши основные воззрения и, во имя временного успеха, жертвовать ясностью мысли и чувства наших собственных товарищей" (Луначарский А.В. Указ. соч.).

Религия, вызванная, по выражению Энгельса, "темными первобытными представлениями человека о его собственной и окружающей его природе" ("От классического идеализма к диалектическому материализму"), представлялась ещё Марксу отжившим свое время суеверием ("О еврейском вопросе"), "поконченным вопросом для интеллигента, но опиумом для народа". Согласно с этим, "освобождение совести от чар религии" К. Маркс считал за "содействие реальному счастью народа". По словам нашего русского вождя социализма Плеханова, "прогресс человечества несет с собою смертельный приговор и религиозной идеи и религиозному чувству... Религия отживает" (ответна анкету журнала "Mercure de France"). Бебель перед целым рейхстагом 31 декабря 1881 года заявил: "в религиозной области мы стремимся к атеизму", а в своей брошюре "Христианство и социализм" он называет себя "врагом всякой религии". Дицген даже извиняется перед читателями своей "Пролетарской логики" за "непопулярное выражение" "понятие Бога", так как ему хорошо известно, что все, соприкасающееся с религией, вызывает в социалистических кругах "отвращение". А Лафарг приходит в негодование оттого, что "основы религии не вытравлены ещё окончательно даже из ума учёных" ("Происхождение религии").

Религия социализма - человекообожение

Возмущаясь и восставая против общечеловеческой, исторической религии, социализм не смог, однако же, удержаться до конца на этой нигилистической плоскости. Что-то общечеловеческое потребовало от него, помимо, быть может, его воли и сознания, создать свою собственную религию -

религию социализма. И им было провозглашено, что "единственной верой социалиста может быть только его социальная вера" (Бакс). И эта вера "в идеях социал-демократии содержится как новая религия, которая, в противовес всем данным существующим религиям, стремится к тому, чтобы быть воспринятой не только сердцем, но и умом" (Дицген И. Религия социал-демократии). У нас на Руси апостолом этой религии явился Луначарский, написавший целую книгу "Религия и социализм" (СПб., 1908) с целью "определить место социализма среди других религиозных систем" (с. 8). В беллетристике популяризатором этой религии в одно время был М. Горький. По словам Луначарского, "религия жива и будет жить, но она изменила совершенно свои формы", и кто "не нуждается в религии - узкий эгоист, нигилист в худшем смысле этого слова (с. 42, 29) и социалист религиознее старорелигиозного человека" (с. 45), конечно в социалистическом смысле. По признанию М. Горького, "вера (религиозная) ~ великое чувство и созидающее. А родится она от избытка в человеке жизненной силы его; сила эта - огромна суть и всегда тревожит юный разум человеческий" ("Исповедь").

Что же это за религия социализма, которая, по уверению вождей социализма, есть единственная человеческая религия, которая должна собою все другие религии заменить и привлечь к себе сердца человеческие?

Социалистическая религия не знает святыни высшей, чем человечество, чем человеческое благо; религия эта обоготворяет человеческое и отвергает все сверхчеловеческое. "Культурное человеческое общество - вот высшее существо, в которое мы, - говорит от лица социалистов Дицген, - веруем, наши надежды возлагаются на социал-демократический строй" ("Религия социал-демократии"). Либкнехт в рейхстаге открыто заявил, что у социалистов есть религия - "не религия попов, а религия человечества". Это вера в победу добра и идей социализма. По признанию Луначарского, "для новорелигиозного (т.е. социалиста) существует лишь то, что он находит в опыте, сверхопытное он отвергает. Но в опыте даны две великие сверхиндивидуальные величины: космос и человечество. На них и останавливается новая религиозная мысль" (Указ. соч.). Конечно, для такой религии не нужно Бога: религия социалистов, действительно, без Бога (с. 29). "Человеку Бога не нужно, - говорит Луначарский в другом месте, - он сам себе Бог. Человек человеку Бог..." "Бог есть человечество грядущего" (Литературный распад. Кн. 2).

Итак, никакого Бога не нужно; ничего сверхопытного не должно быть; человечество - вот современный Бог и не только социалистов, но, добавим от себя, и громадного количества наших интеллигентов. Ему служить, для него жить - приглашают они и себя самих, и других. Оно и общественное благо - цель существования и смысл бытия современности. Прогресс, уверенность в том, что все идет, устрояется к лучшему - вот та звезда, которою руководствуются и за которой идут обоготворители человечества.

Гибельность от него для мысли человеческой

Что же это за Бог - человечество? И насколько религия социализма может удовлетворить человека?