Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Какая честь моему естеству! Я в малой моей клети, составляющей мое жилище, или в сердце моем, могу беседовать с Тем, Кто в деснице Своей содержит небо и землю, Коему служат со страхом Силы небесные, с Тем, Кто есть бесконечная Любовь (1 Ин. 4, 8, 16)!

Прими решительное намерение — избавиться от тиранства жестокого тирана — жадности к пище и питию. — Эта страсть водит тебя ежедневно за нос и лишает душу твою многих духовных плодов, особенно — плодов молитвы, сердечной веры, надежды и любви, и погружает тебя в мирское слияние [210], отчуждая от духовного.

† О МОЛИТВЕ

По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому–нибудь видимому знамению, например в Таинстве Причащения Он Сам весь вселяется в Тело и Кровь; в Покаянии действует чрез видимое лицо — священника; в Крещении — чрез воду, в Миропомазании — чрез миро, в Священстве — чрез архиерея, в Браке — чрез священные венцы венчает Сам; в Елеосвящении — чрез елей; привязывает Свое присутствие к храму, к образам, к Кресту, к крестному знамению, к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков; к святой воде, к освященным хлебам, пшенице, вину.

Но придет время, когда Тело и Кровь Его, равно и все другие видимые знаки, для нас не будут нужны, и мы будем истее Его причащаться, именно в невечернем, дни Царствия Его [211]; а теперь все — чрез телесное и чрез образы и знамения.

† БЛИЗОСТb К ТЕМ, КОМУ МОЛИМСЯ

† Если я молюсь Богу моему с сердечною, живою, совершенною верою, тогда я близок не только к Нему, как сын к Отцу, живущему в одном с Ним доме, но и ко всем премирным Силам небесным, ко всем святым, царствующим на небесах: и они ничем не дальше от меня, как мои иконы, пред которыми я молюсь. Потому прекрасное у нас обыкновение иметь в своих домах иконы Господа, Пречистой Его Матери, Архангелов и Ангела–хранителя и святых и молиться пред ними: близость их к нашему взору телесному означает еще большую близость их взору душевному, вооруженному верою несомненною. Близость: радость бывает на небеси о едипем грешнике кающемся (Ср.: Лк. 15, 7), как в доме родительском братья радуются, когда провинившийся пред отцом брат их кается в оскорблении, нанесенном родителю недобрым поведением.

† Намереваясь говорить о молитве, мы прежде должны сказать особенно о вере и сердце — необходимых принадлежностях молитвы, о коих часто приходится упоминать в беседах о молитве, объяснить их значение, в чем состоит вера и что разуметь надо под сердцем; также — о надежде, с которою надо приносить молитву, и о любви сердца к Богу; должны сказать о вере, присутствии Божием и о том, что Бога на молитве нужно представлять Лицем, или Существом в Трех Лицах.

† НЕОБХОДИМОСТb МОЛИТВЫ

† Просите… ищите… толцыте… (Ср.: Мф. 7, 7) — эти слова относятся преимущественно к исканию Царствия Небесного и к избавлению от грехов, как являет это молитва Господня, в коей прежде всего просим — да святится имя Божие: да при идет Царствие Божие: да будет воля Его на земле (Ср.: Мф. б, 9–10) и пр., и как показывает цель сошествия на землю Сына Божия. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

В отце своем созерцай образ Бога Отца, Отца милости, щедрот и человеколюбия [212], и не пощади для него никакой жертвы, будет ли она вещественная или духовная. † 

Для питания и напоения растений или бессловесных животных часто мы не щадим значительных издержек; для напитания ли и напоения человека, существа разумно–словесного, созданного по образу и по подобию Божию, пощадим чего–либо? — Жертва, приносимая ближнему из любви к нему, приносится Самому Богу. Понеже со твористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40).

† Не щади ничего для своих: ты все от них получил. Апреля 2 дня 1861 года. Все им лучшее.

О МОЛИТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ