Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

В каждой отдельной твари, имеющей жизнь, заключен луч жизни Духа Святаго, Господа Животворящего.

Не жалей ничего для человека, что питает и укрепляет любовь его к тебе, чего бы то ни стоило, только бы эта любовь была истинная, а не противозаконная; и только бы удовлетворение было справедливыми средствами, а не противозаконными. Ревнуя о любви, ты служишь Богу любви, Который воздаст тебе за любовь к брату как за любовь к Нему Самому: понеже… Мне сотвористе (Мф. 25, 40). Помни, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8, 16). А как многие из–за безделицы нарушают любовь!

Истинное и благодарное расположение духа к Богу имеет тот, кто благодарит Его, подобно Иову: за радостное и за скорбное в жизни. Господь даде, Господь отъя: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя. Господне благословено (Иов. 1, 21). А в счастии благодарить — невеликое и нетрудное дело: и почти всякой умеет. Когда счастлив и все течет по желанию и сверх желания и ожидания, тогда на устах как–то невольно навертывается слово благодарности.

Надежда христианская, между прочим, состоит в том, чтобы в болезнях, бедах и скорбях обращать сердечные очи ко Господу с чаянием милости Его.

Как больному приливами дурной крови к какому–либо месту тела необходимо бывает приставить пиявки или рожки<?> для взятия дурной крови, гак человеку, коего сердце заражено сребролюбием, необходимо самому расточать свои деньги, как дурную кровь, стоящую у его сердца, бедным и неимущим, или же для него необходимы потребители его пищи и пития, как пиявки, или потери денег, или нужно видеть поразительные случаи в жизни, в которых ясно видно, что деньги не больше стоят внимания, как тлен и прах; так же необходимы ему скорби сердечные, в которых оказывается вся тщета и суетность сребра.

Преподобные Божии презрели пищу, деньги, одеяние светлое и мягкое, славу мирскую, всю суету мира, земную жизнь, чтобы, не любя мира, ни яже υ мире (Стр.: 1 Ин. 2, 15), возлюбить нераздельным, всецелым сердцем горнее отечество Бога и мудрствовать горняя (Ср.: Кол. 3, 2). Они знали, что пища, деньги, слава сильно отлучают человека от Бога и потому сед и разчтет свое имение (Лк. 14, 28), то есть свои силы, решились все покинуть для Бога, да Христа приобрящут (Ср.: Флп. 3, 8). (Вы, живущие в мире, не оставляя всего, что оставили святые, оставьте, по крайней мере, свою привязанность к тленной пище, сребру, к временной жизни.) И что же мы видим? Видим, что они во сто крат лучше получили, чем пища, деньги, временные удовольствия и слава. Вместо тленной пищи и при жизни они имели сладостную духовную нетленную пищу: Слово Божие, молитву, общение с Богом; вместо удовольствий плотских, нечистых, непостоянных — удовольствия духовные, чистейшие, непреходящие; вместо славы временной, преходящей — уверенность в славе вечной. А после смерти своей получили чего око не видало, ухо не слыхало и на сердце человеку не приходило (Ср.: 1 Кор. 2,9) и сподобились громкой и вечной славы, не только от Бога, но и от людей; славы от людей, которой они всею силою убегали.

Господи! Даруй мне радоваться, когда другие вкушают от трапезы моей, особенно — мои родственники, мои присные.

Не умножай более слов своих.

Молясь Богу, нужно сердечно веровать в те духовные блага, о которых упоминается в молитве, и всем сердцем желать и просить их, блага же земные, как тленные, вменять в ничто.

В сребролюбии и недовольстве тем, что имеет человек, скрывается надежда на деньги и ненадеяние на Бога. Не сребролюбцы нравом, <доволни сущими. Той бо рече:> не имам тебе оставити (Евр. 13, 5).

От привычки к обладаемым благам духовным или телесным, сколь бы они ни были велики, человек иногда очень мало ценит их; и в привычке в этом случае видно грешное непостоянство сердца человеческого.

Болезни посылаются от Бога с тем, чтобы научить человека смирению, самоотвержению и терпению, ибо человек горд, самолюбив и нетерпелив.

Заметь — у тебя боли в правой стороне желудка, где находится сердце твое грехолюбивое, маловерное, гордое, самолюбивое, жадное, скупое, тесное для любви. Исправься от вразумлений Божиих. Будь верующим без всякого усумнения, смиренным, самоотверженным, щедрым, любящим всех.

Я всех хуже и всех, живущих со мною, ввожу в грех и соблазн. Истинно!