Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Как не вполне образовавшийся младенец весь находится в утробе матери — так что и сверху и снизу и с боков окружает его существо матери, от матерних кровей тело его образовалось, в ее существе и ею содержится, ее пищею питается, ее воздухом дышит, так и всякий человек весь во всякое мгновение находится в Боге — так что сверху, снизу и с боков окружает его простое и единое существо Божие, от Него все существо свое имеет, Его Духом он живет и оживляется, Его светом духовным и вещественным видит, Его пищею духовною и телесною питается, Его питием духовным и вещественным напаяется и Его силою крепок. Так, в Боге мы находимся наподобие матерних ложесн. — В Нем всяческая (Ср.: Кол. 3, 11).

Когда горько пожалеешь пищи для приходящей братии, вспомни о Владычице Богородице, так часто избавляющей и душу и тело твое от скорбей тесноты и болезней, или взгляни на Ее образ и вспомни, что Она в славе Своей живет не пищею и питием, а Самим Богом — Животом нашим. Так и ты знай, что Живот наш Бог, а не пища и питие. (Они — только средства жизни телесной. Но если угодно, и тело Бог поддержит значительное время без всякой пищи.) Несть Царство Божие брашно и питие, по правда и мир и радость оДусе Святе (Рим. 14, 17).

Побеждай врагов смиренномудрием и благостию.

На молитве надо помнить, что Бог есть Сьш (Исх. 3, 14) и Вседержитель.

Сотворивший от единыя крове весь язык человечъ (Ср.: Деян. 17, 26) и напитавший пятью хлебами и двумя рыбами 5000 человек (См.: Мф. 14, 17–21; Мк. 6, 38–44; Лк. 9, 13–17; Ин. 6, 9–13), умножит также и для нас чудесно хлебы, если нужно. Только любовь да сохраним и никого трапезы своей да не лишим.

Желай, чтобы ежедневно кто–нибудь приходил из братии и вкушал от твоей трапезы. Желай ежедневно сделать милость брату, да и сам получишь милость от Бога.

Божия воля такова и твое спокойствие и твоя служба требуют, чтобы ты равнодушно или даже с удовольствием встречал ежедневно приходящую к тебе братию, за чем бы они ни приходили.

Бездна смирения привлекает к нам бездну даров Божиих; потому и говорится, что Бог смиренным дает благодать, а множество гордости уносит из души все обилие благодати Божией: Бог гордым противится (Ср.: Иак. 4, 6; Притч. 3, 34).

Желающие непременно оправдать себя и не терпящие неправды забывают о Праведном Судии, Иже воздаст коемуждо по делом его (Ср.: Откр. 22, 12), Который имать судити вселенней в прав де (Пс. 9, 9) и объявить советы сердечныя (1 Кор. 4,5), — и по слепой гордости считают себя правыми, если не праведниками. Между тем по грехам своим мы заслуживаем всегда терпеть неправды. Если Величайший Праведник Иисус Христос потерпел неправды от людей безропотно, то нам ли, грешным, не терпеть? Терпеть — и с радостию, и не оправдываться без крайней нужды. — Бог оправдает, если будет нужно, как чудесно оправдал, например, Макария Египетского, невинно обвиненного в прелюбодействе. Смотри, какова была кротость праведника: он взял даже добровольно на воспитание и младенца и мать его и кормил их своими трудами, пока Бог не открыл невинности святого.

Бессомнительность во время молитвы в получении просимого. Да просит же верою, ничтоже сумняся (Иак. 1, 6). Аще имате веру и не усумнитеся… (Мф. 21,21).

Чтобы избыть от возмущений врага, нужно напечатлеть неизгладимо на сердце слова: верую, надеюсь, люблю и проникать душу свою их силою.

Все успехи врага над нами происходят от маловерия, ненадеяния на Бога и от ложной надежды на земные блага и от недостатка любви.

Враг во сне кощунствует над лицами святыми, над лицами священными, над их священными одеждами и священными действиями, над самым чином Богослужения, словом: все святое старается представить в виде смешном и не заслуживающим никакого внимания, уважения и благоговения, как и жизнь нашу он старается совершенно извратить (и извратил) и поставить все вверх дном — изгнать из сердец веру в Бога и все святое, надежду на будущие блага и любовь к Богу и к ближним, — вместо же того насадить в сердце безверие, холодность и неуважение ко всему духовному и святому, привязать все внимание к видимому — к ничего для нас не значащему — к миру, к удовольствиям, к деньгам, к пище, питию, славе, приводить людей во всегдашнее смятение и томление духом вражды и несогласия, неуважением друг к другу, подозрительностию, ненавистию, злобою, завистию, скупостию, пустыми предприятиями и делами и держать их мысли далече, далече от Царствия Божия и правды.

Ради Господа признай себя добровольно нищим не только по душе, но и по телу, то есть, имея все, будь как бы неимеющий, как бы нищий, как бы посторонний, как бы гость в доме.