Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Не стяжите, говорит Спаситель, злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог (2)  [288], ни жезла: достоин бо естъ делатель мзды своея (Мф. 10, 9–10). Эти слова Спаса Христа обличают тебя: ты совершенно не исполняешь их. Ты пальцем не коснулся их, как говорится, чтобы приложить их к делу. У тебя есть и сребро и медь при поясе, и притом в изобилии, и пира’  [289] и несколько пар риз и сапогов; мало того: ты еще сребролюбствуешь и скупишься, не от души гостеприимен и общителен ради жаления тленной яди [290] Друже! Ведь достоин есть делатель мзды своея. Разве ты не уверен, что доколе ты священником, делателем духовным, до тех пор непременно, необходимо будет и мзда тебе, по устроению Владыки, Который никогда, никогда не забудет рабов Своих земными дарами. — Друг мой! Твой долг и твоя первая добродетель должна быть нестяжательность и гостеприимство и готовность к услугам всех. Нестяжите… (Мф. 10, 9.) И иже хощет в вас вящший быти, да будет всем слуга (Ср.: Мф. 20, 26). — Служитель Иисуса Христа! Исполни заповедь твоего Спасителя: ты проповедуешь другим учение и заповеди Спасителя — как же они будут исполнять, когда в тебе первом будут видеть несостоятельность в исполнении? Они будут указывать на тебя и говорить: он глаголет и не творит (Ср.: Мф. 23, 3).

Душа моя заключена в теле, и ее нет и не может быть вне тела; она не может в одно и то же время находиться и здесь и там. Но Господь Бог везде весь: и во мне, и около меня, и на всяком месте. — Камо пойду от Духа Твоего; и от лица Твоего камо бежу? (Пс. 138, 7) …Еда небо и землю не Аз наполняю (Иер.23, 24) как бесконечный Дух? — Все и во всем Бог, Сущий превыше всего. Бог— это, чтобы ближе сказать к нашим понятиям, все наполняющая, всех и все оживляющая Душа.

Господь мой всегда со мною есть, и Он–то чрез знамение Креста творит силы в сердце моем, прогоняя бесов и скорби сердца. Только поверь от всего сердца при изображении на чреве крестного знамения, что Господь с тобою и что чрез крестное знамение Он именно творит силу: и тотчас противные силы как дым исчезнут (Пс. 67,3) и душа твоя возрадуется о Господе (Ср.: Пс. 34, 9)  [291], что Он облек тебя во спасение (Ср.: Пс. 131, 16) и облекает присно. Мая 13 дня 1861 года. После воскресной всенощной. Неделя Расслабленного.

Во славу животворящих Таин. Один восьмидесятилетний старик, больной до крайности, лежал в постеле неделю и ожидал смерти, и другие домашние его ожидали; сделано было и завещание. Но я причастил его животворящими Тайнами — и он на третий же день встал. Слава Жизнодавцу, Сущему в Тайнах! Больного прежде с трудом поворачивали с боку на бок, а тут он на другой день сам встал. В доме Климова.

Если захотим, мы можем сделать святых как бы домашними живыми жителями своими, собеседниками и помощниками: призовем их — и они послушают нас, особенно Владычица… И в самом деле, не члены ли одной великой Божией Семьи, живущие в одном великом доме Божием, называемом миром или вселенной и состоящем из двух отделений, видимого и невидимого? Не Один ли вездесущий Отец в этой семье — Бог, для Которого нет ничего далекого, для Коего все близки? — Так призывай святых в молитве, как домашних Одного с тобою Отца Небесного, как сожительствующих в одном с тобою доме, хотя в другом его отделении — небесном, и верь, что они Божественною благодатию слышат тебя так, как слышат друг друга два или несколько разговаривающих между собою лиц.

Человек скупой полагает свою надежду не на Бога, а на деньги, на пищу и питие — и как же он жестоко наказывается за свою безрассудную, диавольскую надежду. Всякому скупому следует уколоть в глаз и сказать в минуты его скупости: «Что, любезный, каково надеяться на тленное нетленной душе? — Вспомни же хотя теперь, как сладостно полагать надежду на единого Бога: потому что и ты когда–нибудь надеялся на Него?» Как надежда на Него легка, успокоительна, мирна?

Взмокающим Его (Бога) мздовоздаяние бывает (Ср.: Евр. 11, 6). Как молящимся Господь видимо покровительствует в жизни, так не молящимся видимо противится в некоторых делах и не благословляет их предприятий успехом. — Наказание с такими людьми, когда за них возьмешься хлопотать. Все неудачи. И тут, и там, и сям — везде отказ.

Пусть тебе также будет обычно угощать щедро брата, как обычно щедро угощаться самому.

Как в Иисусе Христе обитает вся полнота Божества телесно, так и в животворящих Тайнах Тела и Крови Его (Колоссянам 2, 9). В малом человеческом теле вся полнота Бесконечного, Невместимого Божества; и в малом Агнце, или хлебе, и в каждой, малейшей частице его — вся Божественная полнота: ибо как в сравнении с беспредельностию Божества ничтожен состав тела человеческого, так же ничтожен и хлеб, или Агнец, — и каждая частица его. — Слава всемогуществу и благости Твоей, Господи!

Как солнце, хоть само всегда на небе, но лучами своими, как бы бесчисленными руками, досягает земли, всей ее поверхности и сообщается всем органическим телам, входя в них (солнце входит в тела лучами своими), разогревая, оживотворяя и возращая их теплотою своею, прозрачные проходя сквозь или отражаясь в них всецелым кругом своим (сколько прозрачных тел, столько и образов солнца), а непрозрачные, твердые и неорганические нагревая; так мысленное Солнце — Бог, хоть Сам преимущественно на небесех, но Животворящим Духом Своим, как бы лучами Своими, сообщается всей разумной твари — Ангелам и человекам, проникая, освящая, оживотворяя, укрепляя и возращая их духовное существо, подобно солнечным лучам, проникающим органические и растительные тела, оживляющим и возращающим их. Как солнце, само будучи на небе, освещает всю землю, сообщая свет всякой и самой ничтожной твари и вещи, так и Господь Ипостасным Светом Своим, Сыном Своим, просвещает всех людей, ибо Он есть Свет истинный, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир (Ср.; Ин. 1,9). — Туча и дождь. Дерево и корни; сучья, листья.

Молимся пред принятием пищи, исповедуя Бога Питателем нашим и для того, чтобы избежать козней врага, которые он устрояет нам и во время трапезы, производя в нас жадность к пище, нерассудительную поспешность в принятии пищи, удобно пролагающую путь к пресыщению, и скупость, жалеющую для других даров Божией благости.

Дивно промышляет всеблагопромышляющий Господь о нищих Своих и о храмах Своих. Одно бедное семейство в прежние годы получало на Пасху некоторую сумму денег от одного доброго человека, а ныне, не предвидя этого, просило меня походатайствовать пред какими–либо добрыми людьми, чтобы они порадовали его, чем могут, на Пасху. Я не просил, а думал сам, чем могу помочь. И что же? Бог внушил одному доброму человеку пожертвовать пред Пасхою на бедных 25 рублей серебром, и я уделил из них значительную часть означенному бедному семейству, с прибавлением своих, — О церкви. Предполагалось выкрасить собор извнутри и снаружи; денег для этого было мало. И что же? — Господь устроил, что в кружку на храм за один месяц набросали 80 рублей серебром с лишком. А о содержании духовенства как Он промышляет — это тоже удивительно. Из ничего так и растут милости Божии нам, недостойным: ежедневно мы видим дела Его благости и щедрот к нам, грешным.

Враг разлучает нас от Бога маловерием и неверием — на молитве и в жизни.

Отложи всякое житейское попечение [292], потому что чрез житейское попечение сильно воюет на нас враг, рассевая ум наш пустыми вещами, отревая сердце от Господа и привязывая его к тлению; кроме того, он поражает сердце, преданное земным попечениям, теснотою адскою, смущением, посрамлением. — Хощу вас безпечальных быти (1 Кор. 7, 32), говорит Апостол.