Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Тело и Кровь — угль горящий, взятый от алтаря (Ср.: Ис. 6, 6) (Иисус Христос, как Бог, сидит на престоле). Тело и Кровь оказываются Животворящим огнем на сердце верующего. — Церковь — небо, алтарь — престол Жизни, с коего нисходит Бог для питания и оживления верующих в Святых Пречистых Тайнах. Дивна дела Твоя, Господи! [44] Ты заранее приготовляешь нас к созерцанию небесного престола и Седящего на нем видением земного престола в церкви и созерцанием очами веры Возседящаго на нем.

† МОЛЯЩЕМУСЯ

Когда будешь просить у Бога духовных дарований, например, премудрости, веры, надежды и любви, кротости и смирения: тогда вспомни, что ты образ и подобие Божие; что душа твоя есть как бы некоторый отпечаток Божества и все богатство души заключается в Боге, как в Сокровищнице (Сокровище благих), откуда мы можем почерпать всякое духовное благо молитвою веры и терпением, и очищением себя от всякой скверны [45]. Говори Господу: мой ограниченный дух изшел от Твоего беспредельного, всесовершенного Духа; вот я беден, Владыко мой, премудростию и разумом или верою, надеждою и любовию, кротостию и смирением. Призри на желание сердца моего и даруй мне приседящую Твоим престолом премудрость (Прем. 9, 4), веру непостыдну, надежду известну [46], любовь нелицемерну. [47]

Θ Повиновение Церкви чад ее должно начинаться совершенным доверием ее молитвам, Таинствам и обрядам и оканчиваться исполнением на деле всех ее законоположений. Мать.

Сердечными очами видишь ясно, как Господь держит тебя всегда в повиновении Себе законами совести.

† МОЛЯЩЕМУСЯ

Те, которые идут к Богослужению покушавши, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заблаговременно заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ снятых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть сытно пред Богослужением. Помнить надо, что Царство Божие честь брашно и питие (Рим. 14,17), то есть не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питьем.

Господь так близок к каждому, особенно свято живущему христианину, что сердце его и тело его есть храм Духа Святого. Какое удобство для молитвы на всяком месте. Близ ти глагол молитвы или Бог, Которому молишься, во устех твоих и в сердцы твоем (Втор. 30, 14; Рим. 10, 8).

Скверные, лукавые и хульные помышления [48] гнездятся только при неверии сердца. Живая вера, как огонь пчел, прогоняет эти нечистые помыслы.

† СЕРДЕЧНОЕ ОКО. МОЛЯЩЕМУСЯ

Грех закрывает сердечные очи; вор думает, что Бог не видит; блудник, предаваясь сквернодействию, думает, что Бог его не видит; сребролюбивый, объедало, пьяница думают, что они утаиваются с своими пристрастиями. Но Бог видит и судит. Наг есмъ, и скрыхся (Быт. 3, 10). Так говорит своими делами всякий грешник, скрывающийся от вездеприсущего Бога.

Что Господь всегда с нами, очевидно. Доказательством тому служат Его Божественные животворящие Тайны: здесь Он дает нам осязать Себя, вложить руки сердца нашего в гвоздинныя язвы Его и вложить персты наши в ребра Его (Ср.: Ин. 20, 25, 27).

† МОЛЯЩЕМУСЯ

Сколько раз я ни молился с верою, Бог всегда слушал меня и исполнял молитвы мои.