Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Бог — Источник жизни нашей (Ср.: Пс. 35,10), а исход нашей жизни — в сердце (Ср.: Притч. 4, 23); тут всегда и Бог, как у потока — всегда источник. Но у потока обыкновенного источник может иссякнуть и иссякает; Бог же — есть неиссякаемый, приснотекущий Источник. Слава Богу сердца моего (Пс. 72, 26), Богу живота моего (Сир. 23, 4), Богу спасения моего (Пс. 50, 16). — Жизнь из приснотекущего Источника жизни — Бога не течет в нас только тогда, когда мы заграждаем свой жизненный поток — сердце сомнениями, маловерием или неверием, нелюбовию к Богу и ближним и привязанностию к земле. Удали преграды — и потек поток: и реки от чрева нашего потекут воды живы (Ср.: Ин. 7, 38).

Любовь к ближнему состоит в том, чтобы для ближнего и желать и делать все так же, как для себя (См.: Мф. 7, 12), с искренностию, с усердием. Любить всех надо потому, что Владыка нашей жизни есть Любовь (Ср.: 1 Ин. 4, 8, 16), потому что закон жизни есть любовь.

На покупки портретов и картин тратить деньги не жалко, а на угощение живых образов Божиих — жалко! Безрассудно!

Слава Господня исполни храм (пророк Иезекииль) (Ср.: Иез, 10,4), как вода — сосуд. ДухГоспо день исполни вселенную (Прем, 1, 7), как вода море, как воздух землю.

Об идолопоклонстве христиан. Фотографические портреты питают тщеславие и служат идолопоклонству.

Кланяются идолам мужчины в лице женщин: и в церкви стоят и не боятся вместо Бога зреть греховно на женщин.

У иного идол — одежда, у иного — пища, у иного — орденок. Иной есть сам для себя идол: то у него и дело, что глядеть на себя в зеркало и восхищаться собою: и куда ни пошел, что ни делает, он внутренно услаждается собою; когда он молится, и тогда он скорее воображает себя, а не Бога в сердце своем, и кажется ему, что его собственный образ (лицо) лучше, чем лики святых Божиих: он ищет красоты и в иконах.

† Что означают воздетые руки Богоматери — на иконах? Они означают, что Владычица, по свидетельству Церкви, молящися о нас не престает [309], или что Она день и ночь молится о нас [310]. Изображения иконные соответствуют самой действительности.

Как узнать, что я изнежился? Надо распространить в комнате своей какой–нибудь зловонный запах. Если я покажу от него недовольствие, если не буду равнодушно терпеть его и стану раздражаться на то, — это значит, что я изнежился. Припомни одного святого отца, который нарочито в келье своей держал сосуд со зловонными помоями [311]. Бывает не одна изнеженность обоняния, а и зрения, слуха, вкуса, осязания. Если ты в болезни охаешь и ахаешь, значит, ты изнежился; если укушение комара не терпишь, значит, изнежился; если жжения крапивы не терпишь: изнежился; если безобразного лица не терпишь: изнежился зрением.

Когда неискренно молишься: сейчас видит Владыка и показывает Свое неблаговоление к такой молитве — это неблаговоление видно в смутности сердца. И диавол начинает коварствовать в сердце.

Слава, слава Госпоже моей Пресвятой Богородице, Матери, благосерднейшей всех христиан! Сегодня (воскресенье 28 мая) утром на молитве моей Она избавила душу мою от тесноты вражией: и вдруг легко, легко мне стало, и я пошел с пространным сердцем к Литургии. Я молился пред иконою Казанской Богоматери, что в горнице. Опять в другой раз я помолился после обедни — также в тесноте вражией: и Она опять явила на мне силу Свою [312] и из тесноты моей вывела меня. Что воздам я за все эти силы Всеблагомощнои [313]? О Владычице! Ты благих моих никакоже требуеши (Ср.: Пс. 15, 2), яко Благодетеля и Спаса миру родившая! Прими мое сердечное благодарение; прими мои источники слез, от горячего чувства благодарности пред иконою Твоею изливаемые! — Еще молился я Владычице, чтобы Она возвратила мне потерявшееся у меня животное; помолясь, я от души поверил, что Она возвратит мне его: и на другой день после ранней обедни — вижу — привели ко мне в сарай терявшееся животное. О воля слова Матери Преблагословенной! Я привык обращаться к Ней во всех нуждах, как к Матери, всегда близ меня сущей, в одном Владычнем доме со мною живущей, — ибо мы, христиане, мысленное наздание Царя Христа, а Она — Начальница мысленнаго наздания [314] как величает Ее Церковь.

† Лучшее средство преклонить себе на милость Господа, Пречистую Богородицу, Ангела–хранителя и святых Божиих есть сострадание к бедным и немощным. Все мы друг другу удове (Еф. 4, 25) — под главою Христом (Еф. 5, 23): и Ангелы и святые Божии человеки. Потому когда мы каждый как следует исправляем должность членов тела: сострадаем и помогаем друг другу, аще кто проповедует, яко словеса Божия: аще кто служит, яко от крепости, юже подает Бог… (Ср.:1 Пет. 4, 11) и прочее и прочее. Тогда и святые Божии, видя нашу правду, сами подвигаются на помощь нам, ибо сказано: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2).

Знай и помни всегда твердо, что в нюже меру меришь другим, воздастся тебе. Господь так всегда почти строит, что за твое даяние сейчас же приготовляет седмерицею большее даяние. Только поприметь. Научись из этого быть щедрым в даянии или угощении. — Господь–Отец всех нас — прещедрый: Ему приятно зреть братские щедроты наши друг ко другу, наш сердечный простор и простоту в общении друг с другом.

† Иной во время молитвы и после молитвы горячится, сердится, когда что–либо сделает кто не по его нраву: это происходит от внутреннего червя самолюбия и гордости, которым враг искушает наше сердце; гордость все хочет поставить на своем; один сам себя почитает господином, которому должны все подчиняться безусловно. Не постиг тот человек духа истинной молитвы.