Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Иногда мы стоим в церкви или дома на молитве в расслаблении духа, а вместе и тела: и бессильна, и хладна, и бесплодна бывает душа наша, как оная языческая неплодящая церковь [324]; но лишь напряжем сердце свое к искренней молитве к Богу и обратим мысли и сердца свои к Нему с верою живою, тотчас оживет, согреется и оплодотворится душа наша; какое вдруг спокойствие, какая легкость, какое умиление, какой внутренний святой огонь, какие теплые слезы о грехах; какое искреннее чувство сожаления о том, что прогневали ими Владыку Преблагого; какой свет в сердце и в уме; какой обильный поток живой воды заструится в сердце, льющийся свободно с языка или с пера и карандаша на бумагу: пустыня душевная процветает, яко крин пришествием Господа [325] в сердце. Ах! Зачем мы чаще не обращаем сердец своих ко Господу! Сколько у Него всегда сокрыто для нас покоя, утешения! Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл ecu боящимся Тебе, Господи! (Пс. 30, 20.)

Хитра и осторожна птичка и не дает поймать себя ловчим на просторе мира Божия, и, когда видит, что к ней приближается кто–нибудь и хочет схватить ее, сейчас возлетает от земли вверх и таким образом избавляется от ловящих (Ср.: Пс. 123, 7). Так и христианин должен быть мудр и бдителен, чтобы не поймал душу его ловец бесплотный: душа наша — как птичка небесная; диавол — злобный ловец, ищущий поглотити чью–либо душу (Ср.: 1 Пет. 5, 8). Как птичка, возлетая горе, тем самым спасается от ловчего, так мы, когда видим ловящего нашу душу врага диавола земными вещами: должны оставлять их немедленно сердцем своим, ни на мгновение к ним не привязываясь и возлегать горе своими помышлениями — ко Господу Иисусу, нашему Спасителю: и таким образом легко избавимся от сети ловчи (Ср.: Пс. 123, 7). † 

Господи Боже наш! Одеявыйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу, ходяй на крилу ветреню, полагали облаки на восхождение Свое (Пс. 103, 2, 3), молнии в дождь творяй (Ср.: Пс. 134, 7) и дождяй на праведныя и неправедныя(Ср.: Мф. 5, 45), одожди обильно на жаждущую землю, иссушенныя имущую сосцы, изведи и возрасти злак на службу человеком (Пс. 103, 14) и скотом, ниспосли щедроты Твоя тварям Твоим земным, Отче щедрот и Боже всяким утехи (2 Кор. 1, 3), презри, яко многомилостив, прегрешения наша, не погуби нас со беззаконьми нашими и помилуй нас, яко Благ и Человеколюбец!

Когда будешь делать какое бы то ни было дело, да будет сердце твое с ним, то есть приложи сердце твое, пли, как говорят, все усердие к делу, а не принимайся за него кое–как, с двоящимся сердцем.

† Исконный враг всячески отвращает меня от служения братии моей в духе любви: если приходят ко мне гости, он поселяет в сердце моем убийственную скупость и по причине скупости — пренебрежение братом, потому что я ценю свои стяжания выше брата; если брат хорошо успевает в делах своих и имеет хорошую внешнюю обстановку, поселяет во мне зависть; если братия зовут меня, чтобы я послужил им как пастырь, он поселяет во мне убийственную неохоту служить им, презрение к их просьбам, какую–то злобу к ним и мелочную раздражительность. Так он извращает и ставит вверх дном все отношения мои к братии моей, к людям Божиим, кои суть члены Христовы, уди от тела Его и от костей Его (Ср.: Еф. 5, 30). И все, окаянный, прикрывается моим я, как бы из доброжелательства мне производя во мне нелюбовь к другим, потому я должен пренебречь, возненавидеть, распнуть свое я, этого ветхого человека, чтобы служить искренно и охотно Богу и человекам. Внимание к себе нужно иметь постоянное, чтобы не подкрался враг к душе и не изблевал в нее яд свой. А то мы спохватываемся уже тогда, как изблеван яд его, когда уже уязвлены — и мучимся от своей оплошности и своего самолюбия; а мучась, начинаем каяться и очи слезящие к небу возводить, отнюдуже приходит помощь наша (Ср.: Пс. 120,1), — и благодарение Избавителю нашему Богу. Что бы с нами было, если бы Он не избавлял нас от мучительства врагов наших, ищущих злобно и неотступно нашей погибели! Слава Тебе, Христе, слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Спасителю наш, со Отцем и Духом Твоим Святым! — Июня 1 дня 1861 года.

Если меня занимают награды, то, значит, я честолюбив. Если я скорблю, когда меня не награждают, значит, я горд, высоко о себе думаю и, значит, я корыстолюбив и хочу восприять благая в этом веке, не поручая себя Праведному Мздовоздаятелю, имеющему воздать каждому по делом его и говорящему в Откровении святого Иоанна Богослова: се, гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати коемуждо по делом его (Откр. 22, 12). (Аминь.) Июня 1 дня 1861 года.

Беспокойное нетерпение, когда не награждают нас, есть закваска той гордости, которая в высшей своей степени низвергла Денницу возгордившегося с неба. Как ты, грешный, недостойно служащий Богу, а если и достойно по временам, то единственно Его силою, хочешь награды за свое служение? — С чем это сообразно? Где твое смирение, которое прежде всего ты должен иметь в душе своей, как служитель кроткого и смиренного Иисуса, нас ради претерпевшего оплевания и биения, и заушения, и крест, и смерть, вместо предлежавшей Ему чести (Ср.: Евр. 12, 2)?

Всегда во всех — и во всем Христос. Совершенно положись на Него во всякое время, во всех обстоятельствах жизни своей. — Он Сам Сый, Премудрый и Всеблагий — пусть строит все, как Ему угодно. Он — Живот, Царь, Судия, Мздовоздаятель и Руководитель мой.

Ежедневно благодари от всего сердца Первый, Неточный Живот — Бога за дарование тебе, червю, жизни — по образу и по подобию Его, жизни разумно свободной и бессмертной, особенно за то, что Он тебя, падшего в вечную смерть, восстановил и направил опять к ней [326], и не простым действием всемогущества, что и для Него было невозможно но причине Его неизменяемости (как невозможно Ему из благого сделаться злым), а даровавши в выкуп за нас Единородного Сына Своего, пострадавшего и умершего за нас; благодари еще за то, что Он тебя, ежедневно волею падающего из жизни в смерть — чрез грехи, бесчисленное множество раз снова дарит жизнию за то только, что ты от сердца скажешь: согреших, Отче, на небо и пред Тобою! (Лк. 15, 18.) — Благодари еще за то, что Он тебя, безрассудно ввергающего себя в болезни — предвестницы смерти телесной, часто избавляет от них, поправляет твои ошибки и не лишает тебя и земного живота твоего, зная, что он дорог для тебя, что ты не готов еще к той вечной жизни; благодари Его за все средства к жизни, за все радости и скорби в жизни, ибо все от Него — всеблагого Отца, все — от Первой Оной — Начальной Жизни, всем уделившей и взаимодавшей жизнь. † Июня 2 дня 1861 года.

Благородного и возвышенного духа тот человек, который, как некое божество, благостно и щедро рассыпает всем свои дары и радуется, что он имеет случай сделать добро и удовольствие всякому, не думая о вознаграждении себе за то. Благородного и возвышенного духа тот человек, который никогда не зазнается с часто посещающим его человеком — и пользующимся его щедротами и не пренебрегает им ни в каком отношении, не унижает его ни на одну ступень в мыслях своих, но всегда считает таким, каким считал при первой встрече с ним, или и гораздо выше. — А то мы обыкновенно зазнаемся с тем, кто стал наш, как и с тем, что стало наше, и, привыкши к нему или к тому, скоро, так сказать, насыщаемся им и ни во что вменяем и человека часто ставим ниже любимой нами вещи или любимого животного.

Ты принимаешься за проповедь, и у тебя нет охоты; темнота в голове, холод на сердце; чувствуешь крайнее отвращение к труду — не унывай духом, но собери и напряги силы своего духа и, призвав в помощь Господа, пиши: сначала дело будет трудно, сухо, вяло, а потом — даст Бог, пойдет легко и хорошо, оживленно. Не так ли часто бывает и с нашею молитвою? Сначала нет охоты молиться, а ведь плоть ленивая всегда готова бежать от молитвы; — а потом, как преодолеешь себя, и пойдет молитва на лад, от сердца, с охотою: и согреется сердце и так легко, легко тебе станет — так, что иногда долго, долго молился бы. — Так, только принудь себя, только напряги силы свои в святом деле — и пойдет оно; но худо, если обленишься и не заставишь себя делать дело: ленивая плоть того и ждет, это по ней, она и рада. Смотришь: дело откладывается да откладывается, пока настанет последний срок и беда будет на носу. Так и покаяние души своей ленивые христиане откладывают со дня на день, не хотя принудить себя покаяться сегодня пли в эту неделю. — Июня 2 дня 1861 года.

Средство получить успех в каком–либо добром деле. Когда искренне молишься на вечерней или утренней молитве или в церкви за службою, имей на сердце заботу о совершении этого дела и сердечное желание исполнить его во славу Божию: и Господь и Пречистая Матерь Его непременно вразумят, положат на сердце светлую мысль, как совершить его. Если ты хочешь писать беседу или проповедь и не знаешь, о чем писать, и на сердце твоем нет живой воды (Ср.: Иер. 2, 13; 17, 13; Ин. 4, 10; 7, 38), только позаботься о том искренно на молитве: и Господь и Пречистая Матерь непременно ясно покажут тебе предмет слова и части его — твой ум и сердце озарятся ясным ведением сторон предмета.

Когда враг будет возмущать сердце твое — крайним жалением пищи и пития братии, вооружи сердце свое верою и упованием на Бога и говори: уповаю на Бога моего, что не оскудею, по милости Его: весть бо Отец Небесный, ихже требую (Ср.: Мф. 6, 8). И Он говорит: не имам от тебе отступити, ниже имам тебе оставити (Быт. 28, 15; Евр. 13, 5).

Бесплотный враг завидует, что ты много безмездно делаешь добро братии, угощая ее; завидует будущей награде твоей на небесах (ибо сказано: блажен ecu, яко не имут ти что воздати: воздастся же ти ся в воскрешение праведных) (Лк. 14,14), и потому сильно и постоянно возмущает твою душу жалением благ земных для братии твоей. Еще он боится твоего любомудрия, чтобы ты не презрел совершенно благ земных, ибо тогда у него останется очень мало средств действовать на тебя к твоей погибели. А ты и в самом деле считай с Апостолом за сор все земное (Ср.: Флп. 3, 8).