Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Отчего Дух Святой сошел в виде голубине [327] на Иисуса Христа (См.: Мф. 3, 16; Мк. 1, 10; Лк. 3, 22; Ин. 1, 32)? — 1) Для того, чтобы видом этой кроткой, незлобливой и чистой птицы показать свойство Духа Христова — кротость, чистоту и незлобие; 2) чтобы выразить этим Свое свойство — вездесущие по всей твари и оживотворение всех: ибо летящая птица представляет Крест, коего концы объемлют все четыре стороны света: восток, запад, север и юг. А Псалмопевец, выражая вездесущие Духа Божия, говорит: камо пойду от Духа Твоего… (Пс. 138, 7), видя Его везде — во всех четырех сторонах: на небе, в преисподней, на востоке и западе. — Далее — та же птица выражает своими распростертыми крыльями и оживотворение. Так кокош, сидя на яйцах, оживотворяет их своим насиживанием; Дух же Божий везде сый и вся исполнялй [328] и сквозе вся проходяй (Прем. 7, 23, 24) — оживляет разом небесные и земные твари, как бы птица, насиживающая свои яйца.

Когда нападет на тебя какая–либо страсть и будет сильно увлекать тебя, как быстрая река, скажи себе тогда внутренне: это остатки во мне ветхого человека, которого надобно совершенно отложить, — и прочитай с верою слова Апостола: отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных, и облещися в новаго человека, созданнаго по Богу (по образу и подобию Божию) в правде и в преподобии истины (Еф. 4, 22, 24). После этого страсть утихнет.

Испорченности нашего сердца нужно приписать то, что когда мы слышим о ком–либо, что он сделал какой–либо важный грех, или когда слышим, что все общество или известный класс заражены таким–то грехом — или грехами, то нимало не скорбим об этом, остаемся хладными и бесчувственными при таком горьком слухе, не ревнуем о добре, как будто все [329] это ничтожно или так и быть должно, и еще радуемся внутренно злу (не радуется о неправде, радуется же о истине) (1 Кор. 13,6). — Нужно сострадать бедному человечеству, коего мы составляем уды или члены, зная твердо, что зло общества есть и наше зло, как и благо его есть вместе и наше благо. — Подви.тюще друг друга, и толико паче, елико видите приближающийся день судный (Евр. 10, 25). Есмы друг другу удо ее (Еф. 4, 25).

Когда говоришь проповедь, имей высокое уважение к ней, как к Господню живому семени, и на себя смотри с уважением, как на Господня житомера, еже даяти во время житомерие челяди его (Ср.: Лк. 12, 42). Не конфузься, не упадай в своем мнении ни из–за чего, хотя бы проповедь была не блестящая: чем проще и сердечнее, тем она лучше; хотя бы голос был не хорош, не звучен и не грациозен, хотя бы наружность твоя была ничего не обещающая — помни, что с тобою Господь и Он устами твоими говорит. — Он единственный Учитель наш, Пастырь наш, Первосвященник наш.

Что сказать о тех детях, которых отец наказывает, и хотя им тяжко наказание, однако ж, они не хотят сказать: Батюшка, помилуй! Значит, они злы, непочтительны, упрямы, своенравны. Хотя больно, думают они, да не скажем: помилуй; это же сказать надо о людях, когда Господь наказывает их каким–либо бедствием, которое тяжело им переносить, и между тем они не хотят обратиться к Нему с сердечною молитвою о помиловании, не хотят сказать: Господи, помилуй! А по какому–то упрямству и жестокости сердца хотят лучше терпеть наказание, чем просить помилования у такого Премилосердого и Премудрого Отца, каков Господь. — Но мы часто бываем таковы в болезнях, в скорбях, в бедах: страдаем, и сильно страдаем, а к Отцу Небесному обратиться с теплою молитвою о помиловании и спасении не хотим.

Диавол, что имеет в себе, то и нам дает; а он есть ложь, гордость, зависть, ненависть, злоба, нечистый огонь, мука, уныние, смерть; это же сообщает он и нам при своем прикосновении к нам: чем богат, тем и рад, по пословице.

Когда молишься Богу о оставлении своих грехов и об избавлении от страстей, тогда смотри, чтобы сердце твое искренно желало этого и не простирало тайно руки к ним, не давало им дружеского лобзания; равно когда просишь у Господа какого–либо дара духовного — желай искренно получить этот дар, и смотри, не допусти, чтобы сердце тайно отревало его, отвращалось от него. — А это бывает. Просят избавления от грехов и страстей, а сами ласкают их; просят себе благодати Божией в помощь, а сами отталкивают ее внутренно, да иногда и делами своими.

Молитва да будет добровольным, свободным приношением Господу, а не неохотным и принужденным: ибо доброхотна дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7).

Когда молишься Господу Богу, да будет сердце твое с Богом и ни с кем и ни чем другим, то есть да не будет привязано страстно ни к чему.

Все старайся делать напротив того, к чему принуждает враг: поражает унынием — старайся быть добрым и веселым; сомнением и неверием — верь; ненавистию — старайся любить; завистию и зложелательством — доброжелательствуй; скупостию — будь щедр; жадностию — воздержись; непослушанием и упорством — будь послушен; гордостию — смирись.

Искушения врага необходимы христианину для того, чтобы <1)> укрепляться ему во всякой добродетели: ибо когда нет противной силы, влекущей ко злу, то как я укреплюсь в противоположной злу добродетели (известно, что силы укрепляются борьбою); 2) для познания нашей немощи, окаянства, бедности, слепоты (Ср.: Откр. 3,17) и для восчувствования нужды во Христе.

Хорошо иногда на молитве сказать несколько своих слов ко Господу, дышащих горячею верою и любовию ко Господу. Да, не все чужими словами беседовать с Богом, не все быть детьми в вере и надежде, а надо показать и свой ум, отрыгнуть от сердца и свое слово благо (Ср.: Пс. 44, 1), да к чужим словам как–то привыкаешь и хладеешь. И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца: пересказать нельзя; надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостию, вся разгорячается, оживляется, блаженствует. Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных чужих молитв.

Когда просишь о чем Господа, сейчас же созерцай и подающую тебе дары Свои благостную и премудрую Его десницу Бога, Которая от преизбытка Божия всем все подала и подает, и сомневаться в том: получишь или нет просимое, — считай безумием, подобным тому, в котором некто сказал сердцем своим: несть Бог (Пс. 13, 1). — Так, прося о помощи какого–либо доброго и щедрого человека, мы заранее представляем его подающую руку, ибо земные благодетели, по подобию всеблагого Отца их, бывают благи и щедры и подают то, чего просим, тотчас после прошения нашего, как сказано: кто есть от вас человек, егоже аще сын его воспросит хлеба, еда камень <подаст ему>… еда змию… аще <убо вы>…<кольми паче Отец ваш Небесный…> просящым у Него (Мф. 7, 9–11).

Когда ощутишь в сердце своем томительные капризы сердца касательно какого–нибудь предмета веры, тогда знай, что враг в сердце Твоем и посмевается над твоим невежеством, твоею слабостию и непостоянством в вере, и сейчас же искренно осуди свое безрассудство, свою слепоту, свое греховное непостоянство в вере и свою неблагодарность к Богу за прежний свет сердца и за прежние благодеяния душе твоей от того предмета веры, который сердце твое по слепому упрямству отвергает или в который не верует так, как прежде веровало — и помилует Владыка: пройдет томление, и станет чегко. О враг! Он хочет, чтобы и в вере все было по ого лжи.