Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

То, что мы поем о святых на молебнах: мы — прибегаем к тебе, скорому помощнику и молитвеннику (це) о душах наших [335] — взято с опыта и есть сущая истина. — Итак, будьте в надежде, что святые и слышат и скоро исполняют усердные молитвы к ним прибегающих.

Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все попадающееся ему под руки и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? — Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные (Еф. 6, 12), подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобою и убийством на всех и все. Отчего и самоубийцы бывают всякого рода, равно как убийцы других? — От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного человекоубийцы — диавола (Ср.: Ин. 8, 44). Потому–то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущих смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Гнев человека — страшное, противоестественное явление в человеке, и он возбуждается часто в сердце из–за причин самых маловажных, по причине самолюбия и гордости, кроющихся в нашем сердце. Гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20).

Замечательны слова в Служебнике о священнике: облеченна благодатию священства [336]. Как одежда обнимает и охватывает человека со всех сторон и прикрывает все его члены, кроме головы и рук, назначенных к постоянной деятельности, так благодать Божия объемлет душу и тело священника, как одежда, со всех сторон, врачуя и как бы скрывая его немощи и оскудевающее в нем восполняя [337]. Как воздух одевает нас со всех сторон, так благодать Духа — одевает священника; и священные одежды, которые он одевает в церкви, — видимое показание того, как невидимо одевает его благодать Духа, сообщая ему силу и власть совершать высокое его служение, для которого, казалось бы, способны только одни Ангелы. Еще замечательны слова Апостола о крещаемых: елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Опять подобно значащее выражение. Крещенные во имя Христово, или короче: христиане, как одеждою или как воздухом, одеваются Христом, то есть всеми Его добродетелями или совершенствами: любовию, кротостию и смирением, правдою. Надобно чаще напоминать об этом христианам.

Люди, живущие по духу века сего, по князю власти воздушныя (Ср.: Еф. 2, 2), подобным образом одеваются в диавола — так, что их сердце, как бы какою одеждою, облагается врагом, его свойствами: ложью, завистью, ненавистью, гордостью, гневом и прочими страстями.

Как при удалении холода настает теплота, по удалении тьмы — свет, по снятии бремени делается легко, так и по оставлении скоромной пищи и по принятии поста становится на душе и легко, и тепло, и светло: и оружие у бесплотных врагов, коим они на нас сильно воюют, отнимается. И стихии меньше воюют на нас, например, не так действует на нас тепло и холод. — Опыт.

Для истинно верующего в Бога всякое вещество земное и всех видимых миров как бы исчезает — он везде созерцает единого Бога; нет для него и одной мысленной линии пространства без Бога, терции<?> времени без Бога — везде он созерцает единое бесконечное Существо. Он представляет, что с каждым вдыханием воздуха он дышит Богом — Господь для него везде и все (не разумея сотворенных вещей и тварей), а тварей как бы не существовало, и сам он охотно исчезает мысленно, чтобы дать в себе место Единому Сущему Богу, вся в нем действующему (Ср.: Флп. 2, 13).

Только лишь насладишься иногда Господом, а враг вскоре же после того или сам, или чрез людей нанесет тебе крайнюю скорбь. Таков удел работающих в этой жизни Господу (Пяток и Суббота Страстной недели). Например, ты упокоился и возвеселился у Чаши Господней, и иногда тотчас после службы встречает тебя огненное искушение и с ним скорбь; даже у самой Чаши враг делает тебе козни и смущает тебя разными помыслами — и не хочешь, да борись; и хотел бы долго, долго опочить с Господом, да враги не дают. Пока в нас страсти будут действовать, пока ветхий человек в нас будет жить и не умрет, до тех пор нам придется много скорбеть от различных искушений в жизни, от борьбы ветхого человека с новым.

Великое ободрение и утешение, и великую надежду подают молящимся эти уверительные слова Господа: просите, и дастся вам… и далее: кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба (Мф. 7, 7, 9)… Если у меня просят чего–либо другие, и я, злой по испорченности природы, внемлю просьбам других, и их слова подвигают мое сердце к милосердию и помощи и руку к даянию, то не подвигнут ли мои слова, мое искреннее прошение человеколюбиейшую утробу Господа — к милосердию и помощи мне, хотя и грешному, но все–таки Его созданию, делу рук Его. — Если земные отцы благи, то не тем ли паче благ Отец Небесный (Ср.: Лк. 11, 13)? Если я бываю благ, не тем ли паче Бог, Источник благости? — Утверждай же веру и надежду свою на Бога земными отношениями отцов к детям. Ведь все мы дети Отца Небесного, единого по истине, Отца всех тварей.

Преосвященный митрополит Исидор — мудрый о Христе архипастырь — за меру своего управления и суда он взял слова Господа: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6, 31). И суд его выходит всегда мудр, беспристрастен и для всех удовлетворителен: всякая самолюбивая претензия обезоруживается.

Кровоточивая жена (См.: Мф. 9, 20; Мк. 5, 25) — это наша душа, страдающая духовным кровотече  [338] нием порочных помыслов и страстей.

По изменчивости своего сердца скоро мы оставляем Господа: ecu вы разыдетеся и Мене единаго оставите (Ср.: Ин. 16, 32).

Как я иногда бываю безумен и обидчив! Меня оскорбляет один взгляд ближнего, может быть, без намерения на меня устремленный, но кажущийся мне чем–то лукавым, зловещим! Так легко вовлекает меня в обман и злобу лукавый и злобный демон, поселяя в моем сердце ни за что ни про что злобу и мщение к брату. Блюдите, како опасно ходите (Еф. 5, 15)! О святая благость, кротость и незлобие сердца, никогда и ничем не обижающаяся! Когда ты будешь жить в моем сердце постоянно? — Вот, я давно ищу тебя, нахожу и теряю, и опять обретаю — и скоро опять теряю!

Когда ощутишь в себе, что в сердце твоем не стало мира из–за пристрастия к чему–нибудь житейскому и в нем дышит раздражительность и злоба, стань тотчас на страже сердца и не давай наводнить его диавольскому огню; молись сердечною молитвою и укрепляй Божиею силою страстное, нетерпеливое сердце свое. — Будь твердо уверен, что злодышащее разжжение сердца есть дело врага, а враг сильно воюет на сердце чрез сытый желудок. — Опыт.

Когда идешь в гости к кому–либо из родных или знакомых — иди не для того, чтобы у них хорошо поесть и попить, а для того, чтобы разделить с ними дружескую беседу, чтобы беседою любви и искренней дружбы оживить свою душу, обмершую от житейской суеты, чтобы соутешитися верою об щею(Рим. 1, 12). — Не ищу ваших, говорит Апостол, но вас (2 Кор. 12, 14).