Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

† Любовь, сказано, не радуется о неправде, радуется же о истине (1 Кор. 13, 6). Нам приходится часто видеть с тобою, любезный брат, неправедные, греховные дела человеческие, или — слышать об них, и мы имеем с тобою грешный обычай — радоваться таким делам и выражать без стыда радость свою безумным смехом. Худо, не по–христиански, нелюбовно, богопротивно мы делаем; это значит, что мы не имеем в сердце христианской любви к ближнему, ибо любовь не радуется о неправде, радуется же о истине. Перестанем так делать вперед, да не осудимся вместе с делающими неправду.

Не дыши злобою, мщением и убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостию Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут в короткий срок жизни, радостей бытия. Благ Господь всяческим (Пс. 144, 9). Не бей их, если они, неразумные, что–либо и напроказят, если и пострадает от них какая–либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милуяй (Ср.: Притч. 12, 10).

† Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, и крайне великий оброк, — и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане! Ибо что мы видим в праздники? — Праздность совершенную, разнузданность плоти — пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! Какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь? Искупленные честною Кровию Сына Божия, это ли причастники Таин? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? Это ли те люди, которые были, бывают в храме Божием и молились вместе с тобою Господу? Если это они, для чего же они приходили в храм? — Видно, по одной привычке и нисколько по влечению благодарного ко Христу Спасителю сердца. Видно, они не молились Богу, не приближались к Нему сердцем своим, а только устами своими приближались к Нему (Ср.: Ис. 29, 13; Мф. 15, 8), если только приближались хотя устами, и не вошли они в силу праздника, и вообще не понимают они сущности и цели праздников христианских, не участвуют в них так, как дети участвуют в семейном празднике своих родителей. Худые дети у такой любящей, благой, всесвятой матери Церкви. Мать свята, чада грешны; мать духовна, чада плотяны; мать небесна, дети земны; мать хочет даровать чадам своим блага вечные, духовные, вместо тленных и временных, чада отвергают их и избирают себе удовольствия земные, греховные, преходящие. Впрочем, между пьяными и преданными разным порокам людьми в праздники больше встречаешь таких людей, которые не были в церкви (и вовсе не знают праздника, потому что ничего об нем не слышали). Для них существует один только праздник, праздник плоти. Ах! Доколе мы — священники не восстанем против всех бесчинств в праздники Господни и у кого из священников Божиих будет ревность Илиина (См.: 3 Цар. 17, 1; 18, 36–37), или Финеесова(См.: Чис. 25, 7–11), или Исаина (См.: 4 Цар. 19–20), или Иеремиева (См.: Иер. 1, 9–10) (чтобы восстать с силою Духа Святого на все эти бесчинства в праздники Господни в новом Израиле), чтобы и все силы свои, всю жизнь свою употребить во славу Божию — на искоренение между христианами этих непотребств? — Господи! Когда мы будем святить, как подобает святым, праздники Твои? Когда мы утешим святую матерь свою Церковь — повиновением ее уставам, когда мы напоимся духом ее? — Доколе, начиная духом, мы будем оканчивать плотию (Ср.: Гал. 3, 3) празднование великих, спасительных событий православной веры? Доколе враг будет посмеваться над членами Христовыми, кои суть христиане? Доколе люди других вероисповеданий будут указывать на нас и говорить: «Смотрите! Вот христиане, называющиеся православными! Как они живут! Какова у них вера сердечная! Каковы у них познания о вере! Каковы у них священники! Как они худо учат народ вере, как они мало объясняют им праздники, их предмет и цель установления! Как они мало учат их жить по вере!» Боже мой! Какое нарекание на нашу православную веру и на нас, пастырей! Или, впрочем, может быть, об нас, пастырях, и справедливо говорят? Есть много и нашей вины в том, что христиане не так проводят праздники, как должно; мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их со всяким долготерпением и учением — проводить праздники и вообще жизнь по–христиански. Мы мало говорили о праздности, пьянстве, распутстве, мы не гремим в церкви Божией Словом Божиим против этих пороков, страшно овладевших христианами нашего города [339], едва ли не больше, чем где–либо в другом месте. Мы не всегда отлучаем, в страх прочим, от святой Чаши известных своим пьянством и прелюбодейством лиц и даем чрез то этим заразительным и мерзким порокам все более и более усиливаться; мы даем слабые епитимии на исповеди лицам, заслуживающим строгого церковного наказания, не следим, как бы следовало, за исполнением и тех епитимий, которые налагаем на них! Боже праведный! И пастыри и паства безответны пред Тобою. Вси уклонихомся, вкупе неключими быхом: несть из нас творяй благостыню, несть до единаго (Ср.: Пс. 13, 3). Что наконец будет при существующем беспорядке в Церкви Твоей? Беззаконие разливается по земле; царство врага распространяется; Царство Твое сокращается: мало избранных Твоих, в сердцах коих Ты почиваешь; много рабов диавола, в сердцах коих, как тать, возседит исконный человекоубийца (Ср.: Ин. 8, 44)! Что сотворишь с нами, Господи? Кровь Завета Твоего вопиет от земли; Евангельский глас Твой не проникает в сердце христиан, заповеди Твои в небрежении, церковные уставы в попрании. Что сотвориши с нами, Господи? — Господи! Пошли ревностных делателей в вертоград Твой не ищущих своих си (Ср.: 1 Кор. 13,5), а ищущих яже Христа Твоего. Даруй им ревность пророческую и апостольскую силу и мудрость, да возделывают они неутомимо день и ночь нивы сердец человеческих!

Диавол во время молитвы омрачает и утесняет, часто бесчувственностию поражает сердце молящегося, доколе горячею молитвою не будет выгнан оттуда.

Искусство человеческое может в крайне ничтожном по величине образке изобразить всего человека какого угодно возраста и в этой миниатюре придать ему все отличительные черты и свойства его возраста; например, старца изображает старцем с сединами, с величественным лицом и прочее. Но Божие всемогущество не заключит ли в самомалейшей частице хлеба и вина всего Лица Господня — с Божеством и человечеством? Воистину.

Ангела Божия представляй в образе человеческой души, то есть Ангел как душа твоя. Потому–то Ангелы и являлись в человеческом образе. Потому, то есть, что они имеют природу, подобную душе человеческой — только безгрешную, святую и высшую.

Когда подаешь справедливый или несправедливый повод к сердечному нерасположению к тебе отца или матери, жены, брата, сестры или кого–либо из родственников или из друзей, или знакомых, или незнакомых — не пренебрегай этим нерасположением к себе, заметив его в ком–нибудь из них; даже если ты и не замечаешь в них явных признаков нерасположения, но, если, поставив себя на место их, сам признаешь, что поступок твой нехорош в отношении к ним, — ив этом случае не пренебреги случаем, извинись пред ним, приласкай его или приласкайся к нему, хотя, быть может, ты и не виноват, но по кротости и смирению христианскому признай себя виноватым, скажи тому лицу, что ты действительно оскорбил его, и утешь его сердце всячески; да ни под каким видом не царствует в сердцах наших несогласие и вражда друг к другу, но да царствует всегда мир и любовь. Даже с ненавидящими мира будь мирен (Ср.: Пс. 119, 6). Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18). Июня 11 дня 1861 года. Братолюбием друг ко другу любезни (Рим. 12, 10). Мирствуйте в себе; и Бог любве и мира будет с вами (2 Кор. 13, 11).

Когда святый мир помыслов царствует в душе моей, тогда во мне верно почивает Царь мира (Ср.: Евр. 7, 2; 2 Мак. 7, 9) Господь Иисус Христос со Отцем и Святым Духом, и я тогда особенно должен исполняться чувствами благодарности к Начальнику мира и стараться всеми силами о сохранении в себе этого мира сердечною молитвою и удалением от всякого греха внутреннего и наружного.

† Утешитель Дух Святый, исполняя всю вселенную, проходит сквозь все (Ср.: Прем. 7, 24) верующие кроткие, смиренные, добрые и простые души человеческие, живя в них, оживляя и укрепляя их; Он бывает один Дух с ними и бывает все для них: свет, сила, мир, радость, успех в делах, особенно в благочестивой жизни — все доброе. Сквозе вся проходяй духи разумичныя (Прем. 7, 23). Вси единем. Духом напоихомся (1 Кор. 12, 13). Все благочестивые люди — напоение единого Духа Божественного, подобно напоенной губке.

Ходя в лесу, в саду или по лугу и видя молодые побеги растений и плоды на деревьях и разнообразие полевых цветов, возьми для себя урок от всей этой Божьей растительности, именно такой урок: всякое деревцо в лето дает непременно значительный побег, непременно возрастает в объеме и в вышину. ·— Всякое дерево как бы усиливается подвинуться вперед с каждым годом богодарованной ему силою: так, скажи себе, и я должен непременно с каждым днем, с каждым годом становиться нравственно выше и выше, лучше и лучше, совершеннее и совершеннее, — должен подвигаться вперед, на пути к Царству Небесному, или к Отцу Небесному, силою Господа Иисуса Христа и Духа Его, во мне живущего и действующего. Как луг украшается множеством цветов, так луг души моей должен благоукрашаться всеми цветами добродетелей; как деревья приносят цветы и потом плоды, так душа моя должна приносить плоды веры и добрых дел.

Когда сердце твое закапризничает какою–либо страстию, скажи ему грозно и твердо: «Безрассудство!» — и замолкнет и утихнет оно пред строгим и решительным голосом здравого разума, искушенного многократными опытами борьбы со слепыми, мучительными страстями. — Июня 11 дня 1861 года. Духов день. После Рамбовского поезда. [340]

Некоторые [341] жалуются на неблагодарность своих нахлебников и говорят: мы кормили, поили их всегда с радушием, последнего для них не жалели, а теперь, когда мы стали сами нуждаться в их хлебе–соли, то они, хотя и состоятельны, и знать не хотят нас; или хотя вы и не нуждались в них, но они и лицом не оборачиваются к вам. Друзья благороднейшие! — Эти неблагодарные люди стоят крайнего сожаления: они болят недугом бесчувствия и скупости — помолитесь об них. А вы находите для себя награду в христианских чувствах своей доброй, простой и щедрой души, в исполнении христианского долга гостеприимства и в надежде получить награду от Господа в тот век за каждый уломок хлеба и за каждый стакан пития, которыми вы так щедро и радушно их угощали. Много есть неблагодарных на свете. Вспомните: Кто во своя прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1, 11). Тот, Кем мир бысть… В мире бе, и мир Тем быстъ, и мир Его не позна (Ин. 1, 10). Аминь глаголю вам: иже аще кто напоит единаго от малых сих чашею студены воды токмо, во имя ученика (то есть ради Христа яко Христовы есте) (Мк. 9, 41), не погубит мзды своея (Мф. 10, 42). И не переставайте быть добрыми и щедрыми. Если перестанете, вас победит злоба врага диавола, а не вы победите его. Но побеждай благим злое (Рим. 12, 21), сказано. Врагу крепко не нравится добродетель гостеприимства, эта высшая христианская добродетель, свидетельствующая о взаимной христианской любви и уважении нашем друг к другу, и он дышит злобою на людей гостеприимных и всеми мерами старается отклонить их от ней, большей частию — неблагодарностию наших нахлебников.

На молитве стоящего человека враг чем–либо старается возмутить в сердце, большею частию недоумениями и сомнением, также — попечением о чем–либо житейском, потому надо углубляться всем помышлением и всем сердцем в молитву и ко Господу единому зреть сердечными очами.

† Все, что составляет меня, человека, — живет единственно Богом и в соединении только с Ним, а разлучившись с Ним, крайне бедствует, но жизнь души моей составляет мир душевных моих сил [342], а этот мир исключительно происходит от Бога. Есть, правда, и мир плоти, но это — обманчивый мир, предтеча духовной бури, в нем дремлют люди, живущие духом мира, так<ой> мир, говорит Господь: внегда рекут людем: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубителъство (Ср.: 1 Фес. 5, 3); но мир духовный, происходящий от Духа Божия, различается, как небо от земли, от того плотского мира. Он небесен, блаженнотворен — Мир вам·, мир вам (Лк. 24, 36), говорил часто Господь ученикам Своим, преподавая им мир Свой, и апостолы преподавали верующим также мир Божий и желали им как первого блага мира Божия (См.: Мф. 10, 12), именно потому, что он составляет жизнь нашей души и свидетельствует о соединении нашей души с Богом, — тогда как отсутствие мира в душе, возмущение — коим отличаются все страстные состояния души нашей, есть духовная смерть души и знак действия в сердцах наших врага нашего спасения.