Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

† Когда ты согрешишь и в тесноте и скорби сердца будешь просить помилования у Господа, а сердце усумнится в том: услышит ли и помилует ли тебя Бог, тогда представь живо, что Бог одесную тебя: одесную мене есть (Пс. 15, 8), близ самого сердца твоего: се, стою при дверех и толку (Откр. 3, 20) и что если ты воззовешь к Нему не раздвоенным сердцем, а всем, искренно, твердо, то Он непременно помилует тебя: Твое есть, еже миловати, и спасати ны [343] —Ты сам убедишься в этом тотчас — воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его (Пс. 90, 15). Призови Мя, говорит Сам Господь, в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15).

† Молясь Богу в церкви или на дому, или где в другом месте, помни, что ты молишься Верному и Истинному, Который готов исполнить для молящихся Ему духом и истиною (Ин. 4, 23, 24) все, что обещал неложными усты Своими, потому молись Господу с совершенною верою, не допуская ни тени сомнения; говори себе: Верный и Истинный стоит одесную меня (Ср.: Пс. 15, 8) и ожидает от меня, чтобы и я в беседе в Ним также был верен, а не неверен (Ср.: Ин. 20, 27), истинен, а не лжив.

Правила для употребления пищи. Когда после пищи предстоит тебе много ходьбы или много говорить по книге и вместе действовать, не усумнись поесть довольно, но когда и ходьбы не предстоит и много говорить или петь, а напротив, после принятия пищи хочешь отдохнуть, как можно меньше принимай пищи, только меру необходимую для поддержания телесных сил. Вообще на предстоящие труды кушай довольно, а когда нет их впереди, кушай мало. Впрочем, воздержно пий, мало яждь всегда: и здрав будеши, по святителю Митрофанию.

Припомнить разговор Петра Константиновича о блудницах, о жизни их, о раболепстве их мужчинам и содержательницам; о количестве их соитий в один день; о скотоподобности их, о побудительных причинах, по коим они поступают в вольные домы: готовая пища, питье (вино, пиво, мед), нарядная одежда, мягкая постель, беззаботная жизнь; чужды они упования на Бога. Количество блудниц до 300. — Как допускать их к Святым Тайнам? — Причины, от которых распространяется блуд: советы докторов, их неправильные суждения о здоровье человека.

† На молитве или пред тем, как нам идти надо на молитву, в церковь, нас раздражает всякая безделица — отчего? Оттого, что враг поджигает. Можно ли строго судить тех людей, кои раздражаются на молитве? Нельзя. Надо пожалеть и помолиться об них и в дружеской беседе с ними показать им все неблагообразие нетерпения и раздражительности, если где, то особенно на молитве, когда мы предстоим пред Лицем Самого Бога мира. — На молитве же, известное дело, враг поджигает наше сердце и разными сомнениями в истинах веры, Словом Божиим и вселенской Церковию утвержденных. — Ни на что подобное не обращать внимания.

Неисчерпаемое зло во мне.

Зависть. Положим, что дали другому вещь лучшую, чем мне, или такую же, как мне. Я ее и не употребляю, и она мне не нужна, а сердцем болю, и тоскую, что брату дали то же, что мне, даже лучше, или хоть не лучше, да в чужих руках кажется лучше. Если и от себя даю другому лучшую вещь, чем у себя осталась, и тогда завидую другому, что ему дал лучшую вещь. Какая бездна зла во мне! † Вот поганая зависть! Все бы мне, все бы мне, а другому — не надо: он имеет, ему не на что! Эка лукавая! Эка злая! Эка самопритягательная! Июня 13 дня 1861 года.

† Во время молитвы часто ощущаешь в сердце болезненное, какое–то огненное сопротивление тому, что читаешь, прекословие, противоречие почти каждому слову. От плод их, сказано, познаете их (Мф. 7, 16). Поэтому легко узнать противника всему истинному и святому — диавола. Скорее смирись во глубине сердца своего пред Господом и святою материю Церковию, наставляемою и руководимою Духом Святым!

Иногда же враг поражает сердце бесчувственностию, а ум — тупостию, и ум слепотствует, а сердце бывает как камень: ничего не понимаешь и не чувствуешь, что читаешь. Сколько козней!

О скупости. Скупость заметна и у младенца. Попросите у него пряника, который в его руках, — не даст, а станьте отнимать его — заплачет.

† Когда проходишь мимо храма или мимо часовни, сними из благоговения к святыне Божией шапку свою, перекрестись и скажи про себя от сердца эти слова: благослови, Владыко, раба Твоего от места Твоего святого и исправи путь мой пред То бою (Ср.: Пс. 5, 9), да пойду во истине Твоей (Пс. 85,11). А когда входишь во храм, благоговейно перекрестись и скажи эти слова: благословен ecu в храме славы Твоея, Господи, Боже отец наших, препетый превозносимый во веки (Ср.: Дан. 3, 53).

Когда во время молитвы дома или в храме увлечешься мыслями и заботами о чем–либо житейском, немедленно останови их течение и скажи внутренно слова Спасителя: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф· б, 33).

Когда ставишь свечку пред образом Спасителя, говори про себя: горящую свещу приношу Тебе, Спасе, Ты же возниспосли огнь благодати Пресвятого Твоего Духа в сердце мое; когда пред образом Владычицы, тогда говори: огнь Божества во чреве Твоем неопально носившая [344] молитвами Твоими подаждь душе моей попаляющий грехи, согревающий и просвещающий огнь благодати Пресвятого Духа. А когда пред образом святого, говори: благий рабе Благого Владыки имярек, моли Бога о мне, грешнем, да огнем любви воспламенит хладное сердце мое и да просветит ум мой, потемненный страстями, светом благодати Своея.

Боже мой! Как сильно чувственность овладела всеми христианами! Везде видишь одно услаждение внешних чувств — услаждение зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Постройка домов, их наружная и внутренняя отделка, убранство — все делается напоказ, чтоб приятно было посмотреть, чтоб глаз не нагляделся; одежды дорогие, изысканно убранные, ласкают зрение  [345], музыка услаждает слух, изысканные кушания и пития — вкус, благоухания тешат обоняние; осязание лелеют мягкие одежды, стулья, постели — все и все служит чувственности, весь человек обратился в чувственность, покорив дух плоти. А от такого преобладания чувственности над духом, посмотрите, какая во всем роскошь, как у нас вздорожали все предметы житейской необходимости; от этого, да именно оттого они и дороги, что слишком много потребляются. Человечество сделалось пропастью, все поглощающею и никогда не наполняемою. При естественном стремлении духа нашего к бесконечному и при чувственном его направлении он изобрел бесконечно много разных, прежде неизвестных потребностей и тем ограничил до бесконечности свою свободу. — Боже мой! Жалко человечество! Еще жалче христианства! Твоею ли это Кровию искупленные рабы, Господи Иисусе Христе? Истребил враг у многих христиан надежду на будущие блага и всю надежду человека, все сердце его привязал к благам чувственным.