Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

— Соблюдите заповеди Господни и святой Церкви, елика сила ваша, братия мои!

† Есть много людей, которые, пользуясь великими дарами Божиими — духовными и вещественными, дел Божиих, на которые призваны, делать не хотят (а между тем для этих–то дел и наградил их Господь дарами Своими). Ах! Как много таких тунеядных у Бога людей, которые пользуются бесчисленными сокровищами Его благости: прекрасными природными дарованиями, богатством, блестящим и пространным жилищем, плодоносною землею, отличными земными произведениями, а хотят жить только в свое удовольствие, в свою плоть, собирая себе, и не в Бога богатея (Лк. 12, 21); жить бы жили хорошо, а дела бы Божия, для коего жить должны, для коего созданы, для коего все им подано от Господа, — дела спасения души своей и спасения других, дела служения обществу, — не делали бы. А ведь сказано: ищите прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

Предуведомляю и предостерегаю вас, возлюбленные братия, что злый кознодей наш диавол из–за ничтожных вещей и случаев, бывающих с людьми, не говоря о значительных, воспламеняет злобою сердца неосторожных и ненаучившихся любви — и сильно уязвляет эти сердца. Потому крепитесь в расположении и любви к брату, когда из–за чего бы то ни было враг приразится к сердцу вашему злобою на брата, зная, что мы должны любить ближнего и тогда, когда он поднял бы руки на нас, чтобы убить нас.

Человеку во всех званиях, состояниях и возрастах приходится бороться с своею грехолюбивою и ленивою плотию (царю часто бывают тяжки царские его дела, не по существу их, а по немощи его плоти; священнику бывает тяжко отправление его священных обязанностей: так, он хочет молиться, а сердце иногда оказывается бессильным; хочет иметь живую веру, но сердце отказывается верить; хочет жить надеждою и ходить в любви, но оно помраченное и не хочет чаять обещанных благ, а прилепляется к благам земным; непосвященным же лицам и труднее того бывает молитва и живая всегдашняя вера в Бога, всегдашняя надежда на Него и любовь к Нему; они часто, по заблуждению, отвращаются и от Церкви, и от чтения Слова Божия и книг душеспасительных; да часто тяжки бывают им и обыкновенные житейские их дела, и от них ленивая плоть отвращается, ища покоя и бездействия; воину тяжело бывает его ружье и военная дисциплина; чиновнику -— его письменные дела: рука часто отказывается писать; сочинителю — иногда тяжело писать сочинение: ум помрачается, сердце расслабевает, и руки опускаются; ученику и студенту — тяжелы бывают их уроки и лекции; земледельцу бывают очень, очень тяжелы его плуг или соха, борона и все труды земледельческие; а женскому полу — ткание, пряжа, шитье и вообще домашние дела. И всем этим лицам иногда бывает легко, легко, при Божией помощи или когда не искушают плоть и враг, трудиться, и тяжело, тяжело, когда восстанет искушать плоть, ибо часто она искушает нас, растленных грехами и влекомых разными похотьми и сластьми, особенно же — желающих и усиливающихся проводить духовную жизнь и воюющих с плотию).  [347] Потому никто не ласкай своего домашнего врага, этой тленной плоти, тесно сопряженной с нашим духом и хотящей умертвить дух; говорю: хотящей, ибо плотию называется весь ветхий человек — с ветхим умом и сердцем, как и новым человеком называется человек с обновленными душевными силами: умом, сердцем и волею (См.: Еф. 4, 22–24; Кол. 3, 9–10); но все во всякое время противустойте ей и боритесь с ней мужественно, доколе носите ее с собою, и не склоняйтесь на ее обольщения: во время молитвы она будет усиливаться рассеивать ум ваш по предметам суеты мирской, а вы соберите все силы, чтобы устремить душу свою к единому Богу; будет закрывать от вас завесою сомнения или неверия будущие блага, уготованные христианам, вы старайтесь живее вообразить их, как видимые и настоящие; будет отвращать ваше сердце от любви к Богу различными земными привязанностями — нечистыми привязанностями к людям, или хотя и чистыми, но чрезмерными (иже любит отца или матерь паче Мене) (Мф. 10, 37), или привязанностями к стяжаниям, к деньгам, к пище, питию, одежде, к удовольствиям и развлечениям, к почестям, вы постарайтесь прилепиться как можно теснее, преискреннее к единому Господу. Будет принуждать вас пренебрегать общественною службою или искать совершенного бездействия вне ее, в отставке, укрепитесь своими мыслями и сердцем против такого обольщения и служите на своем месте верою и правдою, как Самому Господу, а не как человеком: Господу бо Иисусу Христу работаете (Кол. 3, 24), иначе строго взыщет с вас Господь в день оный Страшный праведного Своего воздаяния. Кийждо в немже звании призван бысть, в том. да пребывает (1 Кор. 7, 20). Земледелец да не опускает своих рук, и молодое учащееся поколение да не расслабевает и да приготовляет из себя образованных, тщательных и правдивых слуг обществу.

Сама природа учит нас не есть в пост скоромного: принятая после постной скоромная пища всегда бывает тяжела для желудка, хотя бы и очень мало приняли ее, а одна постная — в умеренном количестве всегда легка (опыт). Постная и скоромная пища как–то трудно уживаются в желудке и взаимно враждуют. — Так сама физическая природа требует поста.

† От гроба отчаяния и уныния лютаго душу мою воздвигнеши [348], — молятся святые Божии. Вот и святыми Божиими овладевало диавольское отчаяние и уныние! Что же с нами, грешными? О! И нас враг дарит постоянно сердечным озлоблением, уничижением и лютым унынием! Нужно постоянно обращаться ко Господу и быть с Ним каждую минуту, чтобы не овладело нами вражие озлобление и уныние. — Есть и еще средство избавиться от вражия уныния: пространный путь мира (Ср.: Мф. 7, 13) — только предайся удовольствиям света, и оставит тебя уныние, по крайней мере на время удовольствий; а потом повлечет тебя к этим удовольствиям, и они сделаются для тебя потребностию: ты будешь находить в них и только в них одних отраду и веселье, но сохрани Бог всякого христианина от того, чтобы таким средством избавиться от диавольского уныния. Лучше идти тесным путем (Мф. 7, 14) и терпеть уныние и искать частой помощи и избавления у Господа Иисуса Христа, веселящего трудящихся Его ради спасением Своим, нежели сойти на пространный и гладкий путь мира и там удовольствиями плоти купить свободу от духа уныния. Враг духом уныния многих согнал с тесного и спасительного пути на широкий и гладкий, но гибельный путь. † 

Вы, приступающие к пречистым Тайнам, не имейте скверн духа и тела; скверн духа: сомнения, маловерия, гордости, раздражительности, гнева, зависти, вражды, сребролюбия, любостяжания, и вообще — привязанности к чему–либо земному; скверн тела: мужчины — своих, женщины — своих, да чисты будут и тела ваши и одежды ваши, а оскверненные да не дерзают приступать; но пусть идут и прежде очистятся и принесут покаяние в духе и истине (Ср.: Ин. 4, 23, 24): и тогда да приступают.

Вы, приступающие к Святым Тайнам, молитесь Господу, особенно ныне, сердцами своими, а не устами только и умом, потому что сердце будет принимать в себя Христа, а уста только один проводник Животворящих Таин или наружная дверь в сердце. Отворивши наружную дверь, позаботьтесь особенно о скорейшем и пространном отверстии внутренней двери сердца верою, да внидет Беспредельный в ваше сердце и оживит и просветит его.

Он бе светильник горя и светя (Ин. 5, 35). Говорится об Иоанне Предтече. Горение и светение ума и сердца в Предтече означает Духа Святого, Которым он исполнился еще от чрева матери своея (Лк. 1, 15), постом и молитвою вселившего в себя Утешителя; также пламенную ревность его о славе Божией, с коею он обличал Ирода, фарисеев и саддукеев; а светение означает, что он всем светил своею добродетельною, подвижническою жизнию. Спаситель внушает всем, особенно священникам Нового Завета, чтобы они горели сердцами своими в своем служении пред Господом, вознося истинные, пламенные молитвы к Богу о себе и о людских неведениях [349], и светили своими добрыми делами прочим людям. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16).

Если Бог судит быть протоиереем — позаботиться о том, чтобы на театрах и в цирках не было соблазнительных картин и зрелищ, особенно — богов и богинь языческой мифологии; по сношению с гражданской властию воспретить на праздники и в самые праздники театры или, по крайней мере, сильнее говорить об них в церкви. — Вообще, крепче озаботиться о нравственности народной. Помоги, Боже! — Закрывать во время службы в воскресные дни питейные домы, лавки, воспрещать работы, чтобы святились дни Господни.

† При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком (Ср.: 1 Кор. 14, 19). Когда замечаешь за собою, что сердце твое хладно и молится неохотно, спеша скорее окончить длинный ряд молитв, — остановись, согрей свое сердце каким–нибудь живым представлением — например, своего окаянства, своей бедности, нищеты и слепоты (Ср.: Откр. 3, 17), — или представлением великих, ежеминутных благодеяний к тебе Божиих и к роду человеческому, особенно же к христианам, и потом молись не торопясь, с теплым чувством; если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени — беды нет, а пользы от теплой и неспешной молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия. Хощу пять слов умом моим глаголати, нежели тьмы слов языком (1 Кор. 14, 19). Но очень хоро шо, разумеется, было бы, если бы мы могли с должным сочувствием сказать на молитве и тьмы ело вес: Господь не оставляет трудящихся для Него и долго предстоящих Ему, но в нюже меру они мерят, возмеривает и Он (Ср.: Мф. 7, 2) и соответственно обилию истинных слов их молитвы посылает в душу их обилие духовного света, теплоты духовной, мира и радости. — Хорошо продолжительно и непрестанно молиться, но не ecu вмещают словесе сего, а имже дано есть: могий вместити да вместит (Мф. 19, 11, 12). Но не могущим вместить продолжительной молитвы лучше творить молитвы краткие, но с горящею душою. — Июня 25 дня 1861 года.

† Из постоянного чуда пресуществления хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Христову, с Его Божеством и душою соединенные, я вижу чудо постоянного сотворения человека из земли (хлеб — из земли) и оживотворение его Божественным дыханием — и постановку его в душу живу. И бысть, сказано, человек в душу живу (Быт. 2, 7), как и на Святой Трапезе хлеб и вино по пресуществлении становятся не только в душу живу, но и в Дух Животворящь (1 Кор. 15, 45). И это все на моих глазах; и я это испытываю душою и телом, живо ощущаю. Боже мой! — Какие страшные Таинства Ты творишь! Каких неизглаголанных Таин Ты соделал меня зрителем и участником. Слава Тебе, Творче мой! Слава Тебе, Творче Тела и Крови Христовых!

Священнику, диакону и чтецу так нужно выговаривать слова или петь их, равно как и действовать при священнослужении или требоисправлении, чтобы из голоса и из действий было ясно видно мирное, кроткое и смиренное расположение их души; так, а не иначе нужно вести себя при служении Богу мира, и этого единогласно требуют все, предстоящие в храме или где в доме при священнослужении.

Врожденность идей нравственного закона свидетельствует Священное Писание. Являют дело за конное написано в сердцах своих (Рим. 2, 15).