Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Верь всегда твердо в данное тебе от Господа право — учить народ христианский вере и жизни благочестивой и с твердостию, с разумом, вовремя и не вовремя учи со властию народ Божий, зная, что ты будешь отвечать пред Богом на Суде, как научил ты людей благоверию и благочестию.

Верь также от всего сердца и в Богодарованное тебе право — совершать Таинства веры — и твердо помни, что благодатию священства, в тебе живущею и тебя облекающею, каждое таинство совершается несомненно Духом Святым, хотя ты и недостоин и недостойно будешь совершать его. Но это не должно быть поводом к недостойному совершению тобою Таинств: Господь взыская взыщет за недостойное совершение, и будет на тебе грех. Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10), говорит Слово Божие.

Если погнушаешься нищим, вспомни, что ты у Бога самый нищий и, однако ж, Он не гнушается твоею духовною нищетою, которая гораздо безобразнее нищеты телесной.

Не все ли Я для тебя? Чего же ты скорбишь неутешно, унываешь и смущаешься? — На тебя враждуют? Я тебе — Любовь; у тебя отнимают пищу, одежду, жилище — Я тебе пища и одежда и жилище.

Когда предстоишь пред Лицем Божиим на молитве — в церкви ли, дома ли, — не обращайся и не прилепляйся сердцем ни к чему житейскому, да не оскорбишь невниманием и небрежением Господа, одесную тебя сущего (Ср.: Пс. 15, 8) и тебе внимающего. Стоя пред земным царем, смеешь ли ты обращаться к другим по невниманию к царю? Не все ли сердце твое бывает тогда с ним? — Кольми паче пред Небесным Царем, содержащим и сердца всех царей в руке Своей (Ср.: Притч. 21, 1), должно стоять с крайним благоговением.

Бог един СЫЙ (Исх. 3, 14); все прочее от Него, и Им, и в Нем: потому Бог знает все настоящее, прошедшее и будущее, как Себя Самого; знает всех тварей — Ангелов, человеков и всех тварей, как Себя. Знаю Моя: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца (Ин. 10, 14, 15).

Как твари держатся на земле и землею — земными произведениями поддерживают свою жизнь, а ветви и листья на дереве от древесного сока питаются, так и христиане держатся в Боге и Богом и Его Духом питаются и в последние лета Его Телом и Кровию, как ветви и листья дерева — древесными соками. Якоже… Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради… (Ин. 6, ЪЧ.) Аз есмь лоза, вы же рождие: — Якоже розга не может плода творити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсы шет (Ин. 15, 5, 4, 6).

Справедливо ли из–за чего–либо материального изменять правде, терять мир и веселие сердца и питать ненависть к брату? Несправедливо и безрассудно. Правда или стояние в правде и мир души дороже денег и всего имущества: пред правдою и миром ничего не значат все блага вещественные. А что такое правда? — Например, любовь к ближнему есть правда; ненависть к нему есть неправда.

Смиренный человек, почитая других выше себя и достойнее, радуется их встрече и любезно принимает их к себе, угощая их чем Бог послал, но больше любезным общением слова, доброхотством и простором сердца. — Итак, стяжи сердечный навык — смотреть всегда на всякого человека с высоким почтением, особенно — на ищущего Царствия Божия и правды Его (Ср.: Мф. 6, 33), и говори с ним любезно и не пожалей для него и вещественной трапезы.

Якоже хощете, да творит вам Бог на молитве, тако и вы творите Ему (Ср.: Мф. 7, 12). Чем искреннее и усерднее помолитесь Богу, тем больше приклоните Его на милость к себе. Чем холоднее, бесчувственнее, тем более удалите Его от вашего сердца, а с Ним и милости Его. В нюже мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2).

Презирай пищу и питие как ничто.

По милости ко мне Божьей так должны быть и милости мои к другим. Я не заслужил у Господа Его милости, а Он излил их на меня и изливает обильно; так и другие, хотя и не заслужили от меня милости, но я должен оказывать им милость ради милостей ко мне Божиих.

Кротко и с любовью нужно всегда обращаться родителям с детьми, воспитателям с нареченными детьми и начальникам с подчиненными, потому что 1) этого хочет от нас Начальник нашей веры Господь Иисус Христос, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. (Мф. 11, 29); 2) этого требует гуманность и уважение к правам человечества, которое досточтимо во всех своих состояниях и возрастах и в обоих полах и 3) для того, чтобы дети или подчиненные, оскорбляемые часто до глубины души холодным или презрительным, грубым, бесчеловечным обращением родителей, воспитателей или начальников, не ожесточились сердцами своими и не возненавидели своих родителей, воспитателей, начальников, господ и не ударились в пороки, что нередко бывает следствием грубого обращения с ними их опекунов. Не встречая ласки у своих, если это девицы, они увлекаются часто первою предложенною им любовию посторонних лиц и вступают с ними в незаконные связи; если же это юноши — они легко увлекаются дурными примерами товарищей и в их содружестве решаются на все. Много есть подобных примеров, и горе грубым родителям, воспитателям и начальникам или наставникам, которые не хотели обращаться с детьми по–человечески и попрали в них право человечества. Горе человеку тому, имже соблазн приходит (Мф. 18, 7). У нее было бы ему, аще бы жернов оселский облежал о выи его, и ввержен был в море, нежели да погубит от малых сих единаго (Ср.: Лк. 17, 2).

Един Бог есть СЫЙ (Исх. 3, 14); Он весь на всяком месте так, что Его присутствия не вытесняет ни один малейший атом вещества, но и всякий атом вещества Он наполняет — почему и говорится об Нем, что Он везде есть и все наполняет, то есть всякое вещество — великое и малое. Еда небо и землю не Аз наполняю? (Иер. 23, 24.) Наполняю так, как бы их вовсе ни было? То есть всю до наималейшего существа или атома вещества, какое бы оно ни было — свет, воздух, вода, огонь, земля. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже вез де сый и вся исполнляй! Прииди и вселися в ны. [353] Видишь, Он и наши сердца наполняет, или наши души. Не наполняет их только тогда, когда мы злы, но и тогда Он содержит нас в деснице Своей и терпит нас в державе Своей.