Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

I am afraid that no one will despise me, if he sees me, or hears anything from me. (2 Corinthians 12:6).

I have two names: one name for me is weakness, sin, passion, and the other is the grace of the Lord (John).

Прощай погрешающему против тебя брату 1) потому, что он образ Бога, а Бог много тебе самому прощает; 2) потому, что он — немощь, грех, так же как и ты; 3) потому, что все в мире ничтожно в сравнении с душою брата и все можно потерпеть из–за нее, как Сын Божий потерпел крест и смерть; 4) в частности, во время молитвы прощай брату потому, что вражда с ним разлучает душу от Бога, Живота нашего, Которого должно любить всею душою и всем сердцем всегда, хотя бы и жизнь свою для того требовалось положить; 5) потому нужно прощать, что при вражде нет мира, а следовательно, и жизни в собственном нашем существе.

Все мое счастие и несчастие заключается в сердечных мыслях и расположениях. Если мысли и расположения моего сердца согласны с истиною Божиею или с волею Бога моего, тогда я покоен, исполнен духовного света, радости, блаженства; если нет — беспокоен, исполнен духовного душетленного мрака, тяжести уныния. Если переменю совершенно мысли и расположения сердца ложные, богопротивные — в истинные и Богу приятные, тогда я опять покоен и блажен. Июля 30 дня 1861 года.

Начало и Вина словесных существ — Ангелов и человеков — есть Слово Отца Ипостасное с Духом Святым: каждое слово Его — истина и жизнь для них, Кем сказано: о всяком глаголе исходящем из уст Божиих жив будет человек, а не о хлебе единем (Ср.: Втор. 8, 3; Мф. 4, 4). Потому, о, человеки, соглашайтесь душами своими с каждым словом Собезначального Отцу и Духу Слова: и живы будете (Рим. 8, 13) душами и телами вашими. Боритесь, если потребует нужда, до пота и крови с противоречащим внутри вас противником Божия Слова — отцом лжи диаволом (Ср.: Ин. 8, 44) и клевретами его, стойте твердо и мужественно за Божию истину, как за истую жизнь свою, и ни на минуту, ни на мгновение не поддавайтесь ему мысленно, имея споборником своим Самое всех оживляющее Духом Своим Слово Бога невидимого. Не прилепляйтесь сердцами своими ни к чему земному и вещественному; не живите во лжи, в злобе и других страстях, ибо кто хоть мыслит зло, не производя его в дело, — и тот служит начальнику зла — диаволу.

Увы мне! Весь сонм святых осуждает меня в нерадивом, греховном, любосластном, земном житии. Осуждают меня апостолы, святители, мученики, преподобные, бессребреники, праведные и все святые, от века Богу угодившие [374] презревшие все земное, как дым, и распявшие плоть свою со страстьми и похотъми (Ср.: Гал. 5, 24). Как я буду призывать их и просить их молитв о себе пред Богом, когда я каждый день предаюсь чувственности и усердно ласкаю свою плоть? — Я совсем противен им по жизни моей.

Пресыщение и лакомство вредны для всего существа человека тем, что оземленяют душу и расслабляют и помрачают ее для духовного делания, отягощают тело, делают его расположенным к болезням, особенно желудочным и головным, к простуде. А умеренность полезна для души и тела: душу делает бодрою, легкою и ясною и весьма склонною к духовному деланию; тело также делает бодрым, легким и здоровым и нелегко склонным к болезням.

О лютый и глупый тиран мой — чрево мое, доколе я буду побеждаем от тебя? О льстивый друг мой! Когда я избавлюсь от твоей прелести?

Тот день, в который ближний пришел к твоей трапезе, считай днем счастливым, ибо Господь Сам благоволил в лице брата твоего придти к тебе и пользоваться твоими услугами.

Да приидет Царствие… Да будет… Хлеб наш… (Мф. 6, 10–11.)

Царствие Божие не водворяется в нас больше потому, что мы печемся много о пище и питии, и предаемся разным страстям ради тленного богатства.

В храме не до варения пищи — разумею варение желудком принятой пред службою пищи, — а время возвышения сердец к Богу; не время мудрствовать о земном, — а о небесном; думать о тленной пище нашей, — а о бессмертной пище и питии Тела и Крови Христовых.

Горе душе нашей без света Христова, без света духовного Его; благо наше при свете Его.

Молясь, я верую твердо, что 1) Бог есть един Сый (Исх. 3,14) и потому везде сый и вся исполнялй [375] и, следовательно, одесную меня (Ср.: Пс. 15,8), 2) что я образ Его: мысль моя соответствует Его мысли, чувство мое — Его чувству, 3) что Он — Бездна благости и Источник всякой благости и 4) что Он Сам уполномочил меня молиться Ему.