Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Иные надеются на князи, на сыны человеческия; иные на богатство, иные на силу свою: суетная надежда. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия (Пс. 145,3). Богатым в нынешнем веце живущим <запрещай> не высокомудрствовати, чиже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива (1 Тим. 6, 17). Не на лук наш уповаем… (Ср.: Пс. 43, 7.)

Упование на предстательство Божией Матери и святых, на силу Креста — это вид той же христианской надежды, потому что Божия Матерь, святые и Крест сильны Господом. [54]

Θ Упование христианина должно сопровождать его всюду и во всех обстоятельствах жизни; христианин не должен унывать и падать духом ни пред какими трудностями, внутренние они или внешние, даже сделавши величайший грех. Христианин, православный, если захочет, может быть от веры и упования счастливейшим человеком в самых несчастиях, потому что христианская вера подкрепляет и успокоивает душу его величайшими, всерадостными обетованиями. Радуйтеся в скорбях, говорит Павел (См.: Рим. 5, 3), всякую радость имейте, егда во искушения впадаете различна… (Иак. 1, 2).

НАДЕЖДА

Наглядное доказательство вездесущия и промышления Божия представляет растительность: где ее нет на земном шаре? Она покрывает равнины, взбирается на неприступные крутизны каменных гор, пробивается в пустынях, утверждает свои корни в водах и среди вод — на необитаемых островах. И кто же это растит и украшает ее прекрасным разнообразием видов и цветов? — Господь Бог. Бог тако одевает. Но если Бог травку так заботливо одевает, то покинет ли хотя на минуту, забудет ли Бог человека? Аще сено селъное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, кольми паче вас, маловеры? (Мф. 6, 30.) — Если Бог ежеминутно оживляет травку и не оставляет ее Своею жизнию, то перестанет ли оживлять меня? — Нет: если Он травку одевает и оживляет, то во мне Он живет постоянно, как в храме, если я добровольно не прогоняю Его своими грехами. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3,16.)у Кстати заметь о храме: Апостол называет христианина храмом, потому что Дух Божий живет в нем; значит, в христианских храмах постоянно живет Бог. Святость храма. Благоговение к нему. Ощутительное действие пребывающего в храме Бога на сердца людей, обращающихся к Нему всем сердцем на молитве.

† МОЛЯЩЕМУСЯ Воззовет ко Мне, и услышу его (Пс. 90, 15). О, слова, преисполненные любви! О слова, вдыхающие живейшее упование молящемуся!

Доселе ты не научился любить ближних. Ты отвечаешь на нерасположение к тебе других своим нерасположением. Делай напротив: на нерасположение к тебе других отвечай сердечным расположением и любовию; чем больше видишь нелюбви к себе, тем больше люби. Нелюбовь есть болезнь, а больного надо больше жалеть, большую заботливость, большую любовь оказывать к нему потому именно, что он болен. — Не знаешь ли, что враг бесплотный над всеми коварствует, всех заражает ядом ненависти? И ты не изъят от его коварства. Не служи же ему, духу вражды, а служи со всем усердием Богу любви. Помни, что Бог–Слово умер на братию твою.

Содом и Гоморра!

Кем легче всего овладевает диавол? — Человеком сытым и гордым (и гордость есть духовное прельщение).

Как реки текут в море, так души людей к Богу.

Духовная и телесная жизнь расходятся, не согласуются, потому чувствуешь себя иногда прекрасно, а по духу, по сердцу — нет. Стань молиться и увидишь, что одебелело сердце (Ис. 6, 10; Деян. 28, 27), уты, утолсте, разшире и забыл Бога (Втор. 32, 15) и тяжело тебе молиться, хоть и здоров ты и крепок силами; перестанешь молиться, опять легко будет. Но это греховная легкость. Вот как бывает!

† МОЛЯЩЕМУСЯ

Идеже есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6,21). Знай, о чем думают молящиеся в храме. Кто чему предан сердечно, тот о том и думает.

Слава Тебе, Триипостасная Любовь! Славлю Троичность, потому что без Троичности Лиц в Боге кто бы за нас принес жертву Правосудию Божию, разгневанному безмерно нашими грехами?