Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.
Священник должен быть особенно благ и щедр к приходящим, ибо он постоянно приходит к бессмертной трапезе Спасителя и вкушает Его Тело и Кровь недостойно, по единой благости и неизреченным щедротам Бога Спасителя.
Об его материальных средствах особенно Господь промышляет, по словеси Господа: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). А кто же как не священник ищет прежде, по крайней мере должен преимущественно пред всеми, искать Царствия Божия и правды Его? — Он прежде всех должен возлагать надежду на Бога, а не на тлен, не на траву, не на произведения земные, тленные. — Он больше всех должен успевать в любви нелицемерной [376], бескорыстной, неизменной, крепкой.
Сколько хитрости, злобы, зависти, мелочности в искушениях сатаны! Чем бы, думали вы, поверг в уныние, в горькое и продолжительное уныние, диавол жену мою и расстроил и меня? — Сожалением о потере (выбритых добровольно) волос. Ведь плачет, воет и не хочет утешиться, яко не суть (Ср.: Иер. 31, 15; Мф. 2, 18). — Глупость, безрассудство! Да ведь никак не унять, воет, да и только! А я после обедни такой спокойный приходил домой — и вот напасть! Чем только враг не расстраивает нас, не преследует нас? О уныние диавольское! О зависть адская! Вишь позавидовал, что Господь помог нам устроиться прекрасно в хозяйственном отношении. Как? Говорит: так живут на этом свете только чада мои, чада беззакония, прохлады, роскоши, утехи. А тут и рабы Божии живут хорошо. За что же им такой простор, убранство, обилие во всем? Ведь мне предана есть слава мира сего (Ср.: Лк. 4, 6). Вот я их помучу по–адски, вырву из сердец их радость и чувство довольства Божиими дарами и их благодарные чувства к Богу. И в жене моей достиг окаянный своих намерений. Ей стало все немило, все в тягость. Одни обрезанные волосы милы.
Замечательно, что любящий обильную и вкусную пищу делается равнодушным и холодным к пище духовной — к чтению духовных, поучительно–назидательных книг, и с развитием вкуса материального вообще теряется вкус духовный; при употреблении множества пищи материальной всего меньше имеешь охоты употреблять пищу духовную, то есть Слово Божие, писания святых отцов и молитву. Когда сильна телесная сторона человека, тогда бессильна духовная. Потому–то молодые люди, особенно девицы и женщины, любящие чрезмерно наряды или обильный весьма вкусный стол, обыкновенно не расположены ни к молитве, ни к чтению духовно–назидательных книг.
Святи будите, яко Аз свят… (Лев. 11, 44)
Когда астрономы откроют на небе новую, дотоле невиданную звезду, тогда с радостию провозглашают о своем открытии во услышание всех людей и описывают величину ее, расстояние от земли и качество се света. И у нас теперь на небе Церковном появилась новая умная звезда; и у нас сделано уже торжественное провозглашение об открытии этой звезды и о явлении ее на горизонте Церкви, да светит духовно всем, ищущим света на пути к Царствию Божию. — Ныне открыта взорам всех православных новая ясная звезда — святитель Христов Тихон Воронежский и Задонский [377]. (Всмотримся же тщательно умными очами в эту Боголепную звезду и почтим же достойным прославлением и позаимствуем у ней духовного света, который в ней обильно сияет от всепросвещающего и всеоживляющего Солнца правды (Мал. 4, 2) — Христа, и затем побеседуем о том, что и мы должны все позаботиться быть святыми: святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. 11, 44)).
Власа единаго не можете сотворити… (Ср.: Мф. 5, 36.) В самом деле, кто когда мог сделать для себя или для другого хотя един волос? — Никто.
Где нет Креста, там нет христианства, где Крест, там Христос.
Часто мы произносим на молитве слова без всякой силы, одни звуки.
Надо непременно, немедленно обуздать чрево и попрать вкус, вместо же того дать простор отягченному объядением и печалями житейскими сердцу (Ср.: Лк. 21, 34) и развить вкус духовный. Буди! Буди! (Пс. 40, 14.)
Употребление в обилии пищи и пития, особенно вина, также — курение табаку служат загрубению и окаменению сердец человеческих и удалению их от Бога и всего духовного, небесного. — Опыт.
Случается, что иной, стоя на молитве, сердится на то, что на него, молящегося, смотрят другие, и иные даже гонят от себя смотрящих, если эти ниже их. Это происходит от недостаточной сосредоточенности в молитве и от духа гордости, который не терпит, чтобы другие видели наше крайнее смирение пред Господом. Не надо и внимания обращать на людей, хотя бы тысячью глаз смотрели тебе прямо в лицо, а заниматься одним Богом и чувством своих грехов, изливать пред Богом душу свою всю, без ложного стыда. Пусть другие смотрят на нас и назидаются смиренным нашим видом на молитве, а кто хочет соблазняться — Бог с ним.
Когда ты пожалеешь когда–либо для ближнего пищи и пития или денег, тогда помяни, что ты по грехам своим не стоишь тех даров Божиих, которые имеешь, не стоишь даже дневного пропитания и иной день надо было бы тебя выдержать без пищи и пития; а ты, несмотря на то что ежедневно приобщаешься, еще и для ближнего жалеешь не своих, а Божиих даров. — Бывает, что иногда для десятерых бывает не жалко, а для одиннадцатого, только что пришедшего, жалко снедей или денег: и сердце стеснится и как бы огнем зажжется, и язык свяжется — значит, хоть бы двадцать человек пришло к твоей трапезе, не надо жалеть: это Божие посещение. Господь испытывает, не скуп ли ты, не любостяжателен ли, надеешься ли во всем на Бога, не предан ли земному? — — Блажен, если ты будешь выдерживать эти испытания: страсть твоя и надежда на земное совсем ослабеет.
ЗАМЕЧАНИЯ КАСАТЕЛbНО ПРЕПОДАВАНИЯ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ