Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Вера твоя спасе тя (Мф. 9, 22) — не заслуги, не дела, а одна вера: не гордись же, спасаемый. Все милости туне подает Владыка — за одну веру твою истине, за одно то, что ни во что ставишь, как ложные, внушения духа лжи и веруешь истине.

И по смерти жива, спасавши присно, Богородице, наследие Твое [386] Смерть праведника открывает для него поприще для обширнейшей благотворительности. Смерть христианина есть переход в другую, лучшую жизнь.

Помни, что по причине привязанности к земному ты не можешь иметь горячей, твердой и постоянной любви к Богу, столько благодетельствующему тебе. Пора вменять все земное в сор, да Христа приобрящешь (Ср.: Фли. 3, 8) и Ему угодишь.

Господь — Жизнь моя, Сила моя, Свет мой, покой мой, мудрость моя. Так держит и носит Господь души наши, как держит и носит мать младенца.

Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей быстъ во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших (Пс. 117, 22–23). Так бывает и ныне со многими людьми, которые силою Духа Божия соделываются из ничего славными в Церкви Христовой на удивление гордым людям века сего, пренебрегавшим рабами Божиими.

Истина требует, чтобы я постоянно говорил в сердце своем: я — ничто, все — Господь, во всем благом — Его сила, а безумная плоть влагает в сердце безумные слова: все — я, а не Господь. Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1).

Кроткому и смиренному человеку все ладно, хотя и не по нем что, только бы не было Богу противно, да обязанностям и званию его; он ни на что не раздражается, а гордому и самолюбивому едва можно угодить — чуть–чуть что не по нем, обижается, раздражается, говорит смутно, желчно, враждебно. Кроткий и смиренный особенно пред старцами или в виду старших себя считает безумием горячиться и раздражаться и говорить им что–либо обидное — и всегда к ним почтителен и ласков, помня слова Писания: пред лицем. седаго востани и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32).

† Как воздух, свет, вода, пища проходят чрез зрение, рот, нос, уши и поры тела, каждое соответствующую ему часть тела, так Господь проходит сквозь всю душу и тело, не ограничиваясь ими, видит единым разом все мысли и чувства и намерения души (Ср.: Евр. 4,12), и все строение тела, — все дела человека настоящие, прошедшие и будущие. — Не напрасно Господа изображают Оком. Он един есть весь ОКО, все видящий.

Почему для Господа нет настоящего, прошедшего и будущего, а одно настоящее? Потому что Он есть единый, простой, неразделяемый Дух — сый (Исх. 3, 14).

Так несомненно верь, что Бог видит тебя, как ты уверен, что видит тебя отец или другой кто, лицом к лицу с тобою стоящий, — с тою разницею, что Отец Небесный видит все, что в тебе есть, каков ты весь. Да и всех тварей — Ангелов, святых, нас, грешных, и всех животных видит разом так, как солнце разом освещает всех. Впрочем, очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть (Сир. 23, 27).

Когда чувствуешь в сердце присутствие врага–противника, убийцу души, тогда усиливайся делать все напротив того, чего он хочет. В этом твоя жизнь, твой покой. Бойся и на минуту согласоваться с ним, хотя и нудит к тому крепко.

От пресыщающегося пищею и питием не жди дел духа, не верь его благочестию.

Беседа Господа с Авраамом (См.: Быт. 12, 1–3, 7; 13, 14–17; 15, 13–21; 18), Исааком (См.: Быт. 26, 24), Иаковом (См.: Быт. 31, 3, 13; 32, 26–29), с Моисеем (См.: Исх. 3 и далее), с Илиею (См.: 3 Цар. 17, 2–4; 19, 9–18; 21,17–19, 29), с пророками есть образ беседы Господа со всеми верными в сердцах их; близость Господа к ним есть показание близости Его к нам: как к ним близок, так и к нам, если мы верою и добродетелию благоугождаем Ему. Со Мною ecu (Пс. 22, 4). Во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56).

Живое представление пред лицом своим Господа есть источник мира и радости для души; сомнение в Его присутствии производит смущение, скорбь и тесноту. Сердечная молитва — источник покоя сердечного; бессердечная, поверхностная, невнимательная производит уязвление сердца.