Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

† НАДЕЖДА

Высокое достоинство человека как образа Божия. Почему человек, имеющий живую веру, может творить всякие чудеса и быть некоторым образом богом для природы? — Потому, что он образ Божий, потому, что чрез веру он бывает един дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Почему Бог послал Сына Своего Спасителем миру и отдал Его на смерть за людей? Потому, что люди — образ Божий. — Почему такие неизреченные обетования людям таких благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9)? — Потому, что они — образы Божии. — Каково должно быть уважение наше к людям? Какова должна быть надежда христиан! — Друзья Бога моего! — Горняя мудрствуйте (Кол. 3, 2)!

Θ МОЛЯЩЕМУСЯ. О НАДЕЖДЕ. СЛЕЗЫ

Иисус воззре на Петра. И изшед вон плакася горько (Лк. 22, 61, 62). И теперь Иисус когда воззрит на нас: мы горько плачем о грехах своих. Да, слезы наши на молитве значат то, что Господь воззрел нас всеоживляющим, испытующим сердца и утробы (Ср.: Пс. 7,10; Иер. 11, 20; Откр. 2, 23) взором Своим. Ах. Как иногда запутывается душа наша разными грехами, точно птичка в сети; исхода не видишь иногда от грехов своих, и мучат они тебя: страшно тоскливо сердцу от них бывает. Но воззрит Иисус: и потекут ручьи слез, а со слезами — и все сплетение зла в душе в ничто обратится, и плачешь и радуешься, что такая милость тебе вдруг неожиданно послана; а теплота–то какая на сердце, а легко–то как бывает, так бы и улетел тогда — к Самому Господу Богу! Благодарю всем сердцем моим Господа, туне [81] очищающаго вся беззакония моя (Пс. 102, 3)! Декабря 16 дня 1860 года.

† † † Дело Божие — проповедничество — делай с радостию и великим тщанием, а отнюдь не лениво, неохотно, не небрежно (Ср.: Иер. 48, 10).

Душа наша потому называется душою, что она дышит Духом Божиим, то есть она так называется от Духа Животворящего. Иисус Христос, раздавая пищу, предварительно взирал на небо, благодарно благословляя, потом преломлял и подавал (См.: Мф. 14, 19; Мк. 6, 41; Лк. 9,16; Ин. 6, 11). Апостол Павел на корабле так же (См.: Деян. 27, 35). Так и мы должны благодарить Бога за пищу и питие и за все блага вещественные, особенно — духовные.

Дух Святой — Сокровище всех благ [82] или духовного богатства. Посмотрите, каким чудным богатством исполнены были души, в коих обитал Дух Божий: каким светом ведения, каким благоуханием добродетелей. Душа человека благочестивого бывает пребогатою, духовною сокровищницею. Павлова душа. Петрова душа; Иоаннова душа, Златоустова, Василиева, Григориева. Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое (Ср.: Мф. 12, 35). Вот где истинное сокровище: оно совсем не то, которым дорожит свет. Таланты.

† НАДЕЖДА

По Макарию показать достоинство христианина, искупленного Кровию Сына Божия и уготовляемого в вечный храм Богу; о высочайшем блаженстве, его ожидающем, и препятствиях к тому, чтобы соделаться храмом Божиим, поставляемых злыми духами; борьба в надежде на помощь Божию, на благодать Христа и Духа Святого [83].

НАДЕЖДА

† Хочешь видеть надежду христианскую во всем ее величии — читай церковные молитвы, проследи Богослужение христианское, особенно воскресные и праздничные службы. — Там ты увидишь бесконечное богатство благ, обещанных верующим.

Духовный человек погружается умом и сердцем в Бога и в Нем находит сокровища знаний и премудрости (Ср.: Кол. 2, 3), правды, мира и радости о Духе Святе (Рим. 14, 17)у, а плотский человек — в мир прелюбодейный и грешный (Ср.: Мк. 8, 38), или в вещественную природу, не видя в ней Бога, и в ней ищет пищи своему земному, близорукому уму, своему самолюбию и гордости (Куторга).

† НАДЕЖДА

О значении сердца в надежде. Блажени чистии сердцем… (Мф. 5, 8.) Очисти — и надейся соединиться с Богом на бесконечные веки.