ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Проси у Бога и не размышляй в сердце своем, как тебя Бог услышит или как подаст тебе тот или другой дар. Совершенно доверься Его Промыслу, Он знает. Много труда мы берем на себя ненужными размышлениями. Нужно быть простыми, доверчивыми, как дети. Иной не размыслит в сердце своем, но веру иметь будет.

Духовный змий вползает в сердце во время молитвы — от того, что мы не соединимся с Богом крепкою верою, самою искреннею молитвою. Ощущаешь тогда, что так и отводит твое сердце нраг от живой, искренней веры в Бога, не допуская соединиться с Ним.

Недостойное принятие животворящих Таин производит великое опустошение в душе человека. Оно лишает ее всех добродетелей или даров Духа Святого — веры, надежды и любви, кротости и смирения, мира, радости, долготерпения, воздержания, расстраивает все силы — душевные и телесные так, что человек является немощен и душою и телом. Как при достойном причащении Христос входит в сердце человека и приносит с собою все означенные добродетели и мир и спокойствие всех душевных сил, так после недостойного Он выходит из сердца его, а за Ним, как тень на телом, выходят все добродетели из сердца человеческого, все дары благодати Божией, и дом душевный остается пуст, по написанному: се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13, 35), и в этот праздный дом входит с наглостию и яростию великою сатана и приносит с собою всякое зло — адский мрак, помрачающий сердечные очи и не допускающий ничего видеть в духовном и Божественном, или безверие, уныние, нетерпение, склонность к вражде со всеми, ропот, хулу на Бога, расстройство душевных сил, все страсти, особенно — жгучую привязанность к земному и преимущественно ко стяжаниям, которыми сердце начинает питаться, как какой–либо нечистый червь, и сверх всего — палящий нещадно внутренности адский вселютейший огонь, который распаляет до крайности внутренности человека — так, что внутренний жар объемлет и голову, которая бывает как в огне, особенно лицо, которое сильно оттого багровеет и от внутренней тесноты, жара и крайних страданий внутренних опадает и имеет весьма болезненное, страдальческое выражение; вообще — весь человек делается жалким существом.

— Он молится — и молитва его не слышится; призывает на помощь имя Господне — Господь не отзывается, прибегает к силе Креста Животворящего — она оставляет его, к ходатайству Божией Матери и святых — они не слушают его. Так человек наказывается за недостойное принятие Святых Таин: и поделом, потому что уничижил Тайну Божию — великую и спасительную Тайну Тела и Крови Сына Божия, которою освящался и оживотворялся многократно, уничижил после того, как вкусил и видел [103] много раз, что в них существенно находится сам Христос. — Это взято с опыта.

Не мытьем, так катаньем, по пословице, не горечью, так сладостью — всем диавол склоняет нас ко греху и ввергает во грех.

Это ясно, как день. Этот огонь злобы, тесноты, уныния оставил меня, когда я ездил со Крестом: Господи, помилуй меня!

Хотя сладострастие и приятно для плоти нашей и приятность сладострастия разливается по всему телу — так, что нет ни малейшего желания в душе помолиться Господу об отъятии этого греха, но надо возбудить это желание, надо произвести в себе покаянные чувства. Кто знает, не виноваты ли мы были бы на самом деле наяву, если бы мы увидели такой соблазнительный вид, который только один диавол может представить? Наяву мы обыкновенно не видим соблазнительных видов: в это время все прикрыто благовидностию и приличием: значит, нет и случаев к соблазну. Но будь такие виды — едва ли бы мы не пали. Потому нужно слезно умолять Господа по пробуждении, чтобы Он очистил грех осквернения, происшедший от соблазнителя ночью, и стараться впредь не смотреть днем с услаждением на женское лицо.

Посмотри — добрые люди как живут: получают по рублю в день и сироток воспитывают, и все–таки все сыты и одеты и гостеприимны. Учись у них. Потому еще что братья твои — одна кровь с твоею женою: ничего не жалей для них. Бог пошлет тебе за них всегда.

Во внутренностях наших есть мысленное гнездо, где обитает Христос или поселяется диавол. Это — сердце. Диавол часто гонит нас самих из этого гнезда и поселяется сам: и тогда бывает нам очень худо. Святые апостолы называли это гнездо храмом Божиим или храмом Духа Святого; Спаситель — домом (дом пометен и украшен) (Мф. 12, 44). Се, стою при дверех и толку (Откр. 3, 20).

Если какая–либо страсть в характере своем имеет необыкновенную жгучесть, сильную тяжесть и тесноту и злобу, — то знак, что в нас сильно действует диавол. Добровольные страсти человека имеют большею частию в характере своем услаждение, а недобровольные — не имеют его; напротив, невольно, неохотно служат воле сатаны, понуждающего к ним мучениями, как некогда понуждал он мучеников к отречению от Христа различными мучениями. Стой твердо, несмотря на его внутренние мучения, и ты будешь мученик. Например, если он понуждает тебя к злобе — стой крепко за благость сердца своего, и ты будешь мученик за Христа, Который есть Самая Благость; также когда побуждает к скупости — стой твердо за щедрость, и ты будешь мученик Бога, Который есть Бог щедрот; когда к гордости — стой за смирение, и ты будешь мученик Того, Кто сказал о Себе: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29); когда к неверию — стой за веру, и ты будешь опять мучеником Христа, Который повелевает иметь нам веру Божию. Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (I Кор. 16, 13), — говорит Апостол. Тот человек может назваться благим, щедрым, смиренным, истинно верующим, который всегда верен своим добродетелям, несмотря ни на какие препятствия, ннешние и внутренние, который всегда мужественно борется с ними и преодолевает их с Божиею иомощию. Если ты щедр — то будь щедрым всегда; если будешь иногда скуп — ты уже не щедр; также если ты сегодня добр, а завтра почему–либо :юл — ты уже не добр. То же следует сказать и о всех добродетелях. Щедрость, так щедрость, благость, так благость, вера, так вера — надо, чтобы они всегда имели в нашем сердце свой облик. Мысленный тать часто усиливается окрадывать нашу душу от добродетелей ее: не поддавайся ему, облецысь во вся оружия Божия, да возможеши противитися в день лют (Ср.: Еф. 6, 11, 13); а бывают нередко лютые, нарочитые дни, избираемые диаволом для нападения на нас; они ничем не уступают бомбардированию какого–либо города, даже гораздо более превосходят его по меткости, продолжительности и жгучести огненных бомб, пускаемых врагом невидимым в мысленный град души нашей. — Всегда твердо помни, что добродетели в сердце нашем не насадятся и страсти не искоренятся без усердной молитвы о том к Богу, без молитвы о предстательстве Божией Матери, Ангела–хранителя, Предтечи и святых, которых ты, многогрешный, никак не должен обходить своею молитвою как лиц, получивших от Бога благодать молиться за нас.

Помни, что мать твоя, жена твоя, тесть твой — орудия благости Божией бесконечной к тебе, имей их по преизлиха в любви. (1 Фес. 5, 13) за дело их. Виждь в них как бы Самого Бога Благодетеля. Нелюбовь к ним, неблагодарность есть нелюбовь, неблагодарность к Самому Богу. Отец и мать — наместники Божией благости на земле.

Диавол изображается с рогами — потому, что он бодет внутренности наши, когда вселится в нас.

Согрешил я пред Тобою, Господи: осудил людей Твоих в неверствии; за то сам стражду от упорного диавольского неверия сердца. — Господи, помилуй и иаки даруй мне веру живую.

Странное дело, что диавол держит нас в плену своем самыми мучениями своими: тать приходит всегда для того, чтобы окрасть, убить и погубить нашу душу (Ср.: Ин. 10, 10). От плод его всегда я познаю его (Ср.: Мф. 7, 20). И что же за нужда предаваться<?> убийце? Зачем прилепляться сердцем к тому, что убивает по многочисленным опытам? К чему попадать в сеть, знавши ее?