ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Иерее Божий! Тебя недостойно излишнее попечение о житейском [108], особенно пристрастие сердца к земным благам. Тебя Господь тысячу раз вразумлял в этом и наказывал тебя, а ты все не вразумляешься. Оттого мучения твои будут все больше и больше возрастать каждый раз, когда сердце твое с пристрастием будет желать земного.

Примечай Промысл Божий и в посещении тебя гостями: они приходят ни реже, ни чаще, как столько, сколько нужно для испытания твоей добродетели гостеприимства и для испытания, насколько ты иривязан к земному.

Не забудь, что гости — во всем подобные люди, с такою же, как твоя, совестию и в них образ Божий. В них — другой ты. Если нужно будет по множеству посетителей умножить хлебы, Бог умножит их (См.: Мф. 14, 15–21).

Пусть и поедает брат мой мое достояние, но не отнимает у меня последнего куска хлеба. А если бы и отнял? И тогда, ради Христа, сколь сладостно было бы потерпеть!

Ходят часто в мое жилище и беспокоят меня, но не лишают меня его; не совлекают с меня одежд моих, не разделяют их на части и не мечут жребия (Ср.: Мф. 27, 35). О! Как я мало терплю или вовсе не терплю ради Христа! Как я мало преуспеваю в любни! (Помни — ризы твоя молие поядоша (Иак. 5, 2) — в наказание тебе.) Помни, яко любовь первый долг наш.

Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты ecu Бог, творяй чудеса: сказал ecu в людех силу Твою (Пс. 76,14–15).

Молящимся: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго ecu (Пс. 81, 6). Вы — боги с Богом разглагольствуете, сродное с сродным.

Грех ожесточает и заражает сердце гордостию, обнажает его от веры, надежды и любви. Надо расторгнуть эту прелесть диавольскую и пробиться сквозь нее к Богу, отбросив ожесточение и гордость и восприяв веру, надежду и любовь.

Святые Тайны Тела и Крови — пробный камень нашего сердца, его простоты. Тут сейчас виден человек, каков он — прост или лукав, верен или неверен. (Благодарю Господа, что Он не предал меня ныне ругателю Своего величия, убийце сатане.)

Я — немощь безграничная; сила в существо мое приходит отвне, именно от Господа, Который и говорит: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). И так буду я, немощнейший, возводить очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя (Ср.: Пс. 120, 1).

Сила наша — душа наша невидимая; в животных — также невидимая душа их; в растениях — также сила их, жизнь их невидима; весь вещественный мир существует и движется невидимою силою (законами природы). В горних селениях есть небесные Силы, чистые, чуждые всякой вещественности. Все — небесное и земное, горнее и дольнее — приводится ко Единой Всемогущей Силе, производящей всякую силу — на небе и на земле. И так всякая сила да хвалит Единую в Трех Лицах Силу — Отца и Сына и Святого Духа. А земнородные да восхваляют Ее по преимуществу все связующею силою любви и всюду распространяющею жизнь и блаженство силою любви.

Если тебе неприятно видеть у себя в доме нелюбимого тобою человека, то вспомни, каково видеть Богу в великом дому Своем тебя, не любящего в ближнем Самого Бога.

Вижу, вижу, Спасе мой, светлый чертог Твой, на небе уготованный праведным, но одежды чистоты не имеет душа моя; просвети одеяние ея и спаси мя. [109] Одежда моя — неправда и нечестие, как написано: одеяшася неправдою и нечестием своим (Пс. 72, 6) (страстями). А какова была одежда души Спасителя, Который есть всегдашний верховный Образец наш? Смотрите на преображение — вот какой свет всегда был в душе Господа, из какого света излилось Его учение, жизнь и чудеса. Он говорил: веруйте во свет (Ин. 12, 36) — потому что <Сам> был вечный Свет и на земле всегда носил в душе Свой неизреченный свет, видимо показанный на Фаворе.

Не малодушествуй при находах страстей и их продолжении; не бойся этого внутреннего червя или этого палящего огня. Это — прелесть диавола, мучениями склоняющего ко греху, как и пред причащением бывает, когда мы занимаемся внутреннею скорбию и теснотою, также производимыми в душе нашей от него. Не обращай внимания на ядовитые прилоги диавола в страстях, как и на прилоги пред причащением, а молись Господу, чтобы Он утвердил тебя в добродетели.