ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Послушаете — ладно, не послушаете — Бог с вами. Я свое дело сделал. Ответу не подлежу. Но скажу, что по своему крайнему разумению хочу быть вам полезным.

+ ГЛАС ПАСТЫРЯ ПРИХОЖАНАМ

Обратить внимание на их веру и жизнь. Как они веруют и как должны веровать; как живут и как должны жить. Указать на подробности. Объяснить подробно веру с приложением ее к их положению; показать значение жизни христианина и сообразно с этим показать правила жизни, определяемые их положением.

Советую вам больше всего познать сердцем своим Христа. — Знайте своего Жизнодавца — Бога Отца, Его Сына Единородного и Его Духа Всесвятого — Три Лица во едином Существе [8], и знайте, что между Ними такое тесное общение, какое общение между нашею мыслию, словом и дыханием. Как человек — не человек, если у него нет чего–либо из означенных трех — мысли, способности слова или дыхания, так Господа Бога никак нельзя представить без Которого — либо из Трех Лиц — таково Его Существо: то есть Одно — в Трех Лицах.

Полюбите молитву и молитесь всегда от всего сердца, всем существом; особенно старайтесь любить друг друга от чистого сердца (1 Пет. 1, 22). Помните, Кто заповедует вам любовь: Тот, Кто Сам возлюбил нас до Креста и смерти (Ср.: Флп. 2, 8)у, — и побуждение и пример для нас в этом. Всеми мерами избегайте страстей, именно: наклонности к гордости, сладострастию, к пьянству, к гневу и раздражительности, к воровству и обману. Вы знаете заповеди, данные Богом древним людям, жившим до Рождества Христова: не убий, не прелюбы сотвори, не укради (Исх. 20, 13–15) и прочие. Господь требует, чтобы эти заповеди, данные древним, были непременно исполнены и нами, притом — лучше, совершеннее. Слыигасте, яко рече бысть древним… Аз же глаголю вам… (Ср.: Мф. 5, 21, 22) и прочее. Бойтесь предаваться страстям особенно потому, что страсти свои, если вы супруги, передаете своим детям. Если вы были склонны к пьянству, к прелюбодейству, к объядению, скупости — это передадите вы и детям. Примеры исторические и наблюдения показывают, что это бывает так почти всегда. Пожалейте же свое будущее племя; не приготовляйте им заблаговременно или погибели или сильной борьбы со страстями, вами им переданными, помните, что во чреслах ваших есть зародыши будущих живых существ, во всем подобных вам, которые существуют теперь только в возможности бытия. (Разобрать каждую страсть поодиночке и потом сказать побуждения.) Исполните это, чтобы вам не быть в ответе за погибель детей. Гордость, честолюбие часто также переходят. И соседи, видя потом гордого сына гордого батюшки, говорят: какой гордый человек такой–то; по отцу пошел: отец–то у него такой же гордый. И это можно приложить почти ко всякой страсти. Без того велико владычество греха и диавола: не распространяйте его еще более своими страстями — и не опечаливайте Небесного Отца Бога, Сына Его Единородного, Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого — нашу жизнь, наш покой сердечный и радость. Бог — Виновник всех благ, Виновник нашей жизни, нашего довольства — душевного и телесного и всех чистых наших радостей жизни, а мы — виновники печали для Господа: постоянно опечаливаем Его своими беззакониями, которых Он крайне не хочет видеть в нас, гнушается ими, как смрадом отвратительным, и всячески хочет нас очистить от них, чтобы соединить нас с Собою и облаженствовать нас на бесконечные века. Помните еще, что будет для всех Суд нелицемерный; этот Суд Бог Отец дал Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу, яко Он Сын Человечь есть, чтобы нас судил не только Бог, но и человек: в этом радость для праведников и — отчаяние для грешников нераскаянных. Первые возрадуются, в надежде, что Сын Божий, облекшийся в природу нашу, Сам искушен быв по всяческим по подобию, разве греха (Ср.: Евр. 4, 15), не потребует от них — для блаженства вечного добродетелей высочайших, а тех только, которые совершить можно было силами человеческой поврежденной природы; вторые отчаются — потому что не сотворили и тех добродетелей, которые можно было удобно совершить силами человеческой природы, которые, в пример нам, совершил Сам Судия, когда был на земле и жил с людьми. — Ожидайте несомненно воскресения мертвых и жизни будущаго века [9] — (Поместить здесь: Символ веры; молитву; блаженства евангельские и десять заповедей: собрать все). К исповеди и Святому Причастию ходите ежегодно: убеждение и побуждение. Все Таинства почитайте как дела величайшей, неоцененной милости к нам Божией, в которых Бог подает нам Свою Божественную, оживотворяющую нас благодать, и присутствуйте при них со всем вниманием и благоговением. Вслушивайтесь в молитвы, при этом читаемые священником, и в действия, им совершаемые, и, если не знаете, спрашивайте об их значении. Во время таинства брака не обращайте исключительного испытующего внимания на жениха и невесту, а стойте лицом к святым иконам, зная, что место церковь — не зрелище; а то вы ради жениха и невесты забываете Бога и оскорбляете Его своим невниманием и пренебрежением в самом доме Его, где Его сердце и очи — всегда. Не увлекайтесь духом настоящего века — духом безверия, крайнего самолюбия, своекорыстия, житейских выгод, жизненных удобств, приверженности к земле и забвения о небе, о вечности. —

Предложить также наставление о молитве — вообще и порознь. — Обязанности к Ангелу–хранителю.

Детей своих учите прежде и больше всего Закону Божию, вере, молитве, заповедям Божиим, чем игре на инструментах и языкам.

Как слово человеческое открывает, что есть на уме и на сердце человека (открывает ум — незримый, владычественный, творящий), и чрез слово, открывающее ум или мысль, исходит из человека дыхание: так, несколько подобно Слово Божие являет нам Отца — Этот великий, все сотворивший Ум и чрез Слово же вечно исходит и является людям от Отца Дух Святой, Животворящий, Который есть Сила Вышняго (сила Вышняго осенит Тя) (Лк. 1, 35). Теперь понятны слова Спасителя: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыты (Мф. 11, 27). Видишь? — Только Сын открывает людям Отца, как наше слово сокровенную в душе мысль нашу. Вот какое теснейшее единение между Отцем и Сыном! И каждому Лицу свойственно владычество и Свое, так сказать, дело. Потому Спаситель говорит ученикам: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Ин. 16, 7).

Бога никтоже виде… Единородный Сын… исповеда (Ин. 1, 18). Мы опираемся в познании Бога на Сына Божия, — говори диаволу.

Слава Тебе, Сыне Божий, открывый нам Таинство Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Духа Святого. Слово Твое — истина; всеми и каждым порознь словесами Твоими мы живем. Они — наши сладость, покой, жизнь; особенно же — слово об Утешителе.

Сего дня воззвал я с верою дома к образу Спасителя о прощении грехов и ослаблении, и Господь помиловал меня: стало легко, легко.

Священнику. Укрепляйся в несомненном призывании Утешителя — Духа: Он весьма хорошо известен тебе. Ты так часто призываешь Его на Святые Дары, и Он, по твоей молитве, непременно прелагает, пресуществляет их всегда: и ты вкушаешь сам многократно плоды Его Божественных действий.

Носи всегда в сердце, в памяти и на языке Христа: и ты будешь любить всех, как Он всех возлюбил до Креста и смерти.

Един Сый Животе всех Христе Боже, помилуй мя! Тако говори над Святыми Дарами.