ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

По простоте своей маминька в 50 раз лучше меня и достойнее пред Богом. Смотря на маминьку, подивись Божией благости и всемогуществу, чрез посредство чего даровал бытие тебе Бог, из какой простоты и незнатности, неблагородства ты вышел — и смиряйся, глубоко смиряйся пред Творцем и маминьку глубоко почитай как орудие Божией благости и как любовь твою, как благодетельницу твою.

О НАДЕЖДЕ

Когда молишься о прощении грехов своих, крепись всегда верою и упованием на милосердие Божие, — готовое всегда прощать наши грехи, — что Бог простит их, по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них? — А бывает часто, что человек молится и внутренно не надеется от сердца, что его грехи будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то и действительно не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога. Того ой и достоин. Веруйте, яко приемлете, — говорит Господь, — и будет вам (Мк. 11, 24). Неупование на Бога — хула на Бога.

class="postLine">Чистая, с горящим духом молитва достигается, как и все великое, трудами (терпяще в ней со благодарением (Ср.: Кол. 4, 2) и великим терпением. Скорбь соделовает терпение, терпение же искусство… (Рим. 5, 3–4).

Во всех рукотворенных храминах есть свет, а свет тот от солнца, не от храмины. Во всех нерукотворенных храминах тел есть свет умный — душа, а свет тот не от ней, а от умного Солнца — Бога, который видим в мире так, как душа в теле. Я замечаю, как всходит и сияет мысленное Солнце — Бог в душе моей, ибо тогда мне бывает легко и тепло и светло, и как удаляется из ней и оставляет ее во мраке и страдании. Как в вещественной природе причина мрака есть удаление или сокрытие солнца, так в духовной природе мрак происходит от удаления мысленного Солнца от души нашей и от покрытия ее тьмою окаяннаго. [137] Как в вещественной природе бывает всегда некоторый остаток света и по захождении солнца но причине несравненной величины его, так и в душе остается некоторый остаток света по удалении духовного Солнца по причине вездесущия Его и по причине сравнительного бессилия князя тьмы, который без Божия попущения не может совершенно омрачить душу. Но надо и того опасаться, чтобы, как сказал Спаситель, тьма нас не объяла (Ин. 1, 5) совершенно.

Прибавлю еще опыт к прежним опытам: нет жизни без Тела и Крови Христовых. Аще не пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6, 53). Господи, помилуй! 7 мая 1860 года.

Поучение в неделю о Самаряныне из текста: Како Ты Жидовин Сый от мене пити просиши, жены Самаряныни сущей; не прикасаютбося бо Жидове к Самаряном? (Ин. 4,9.) — Господь сильно жаждет нашего спасения. Историческое приложение: Жидовин — Господь Иисус Христос, жена Самарянка — это мы; Господь Иисус Христос ежедневно и ежечасно сидит на источнике нашего грешного, глубокого сердца и утруждся от долгого взирания на беззаконные пути наши, или, как бы долго ходивши по пустыне духовной (глас вопиющаго в пустыни (Ин. 1, 23): пустыня — пустое добрыми делами и верою человечество), жаждет нашего душевного спасения, желая войти в наши иссохшие сердца и напоить их водами благодати Духа Святого {реки от чрева его истекут воды живы) (Ин. 7, 38) и как бы напиться их собственным напоением. Наше спасение – питие для Него. Вы дивитесь, как Он, Бог всемогущий и всеправедный, так сильно желает спасти нас — тварей ничтожных и грешных, которых Он мог бы в одно мгновение сопхнуть с лица земли, и как бы говорите с Самарянкою: како Ты, Жидовин… Узнайте же тайну этой жажды Господа — это любовь неизреченная. (Здесь неполная притча по случаю колодца воды и Самарянки.) Что же Господь отвечает ей? Вслушайтесь: Аще. бы ведала… <и дал бы гпи> воду живу (Ии. 4, Ю), то есть воду веры во Христа, воду благодати Святого Духа, напояющей в жизнь вечную.

Поучение в неделю о слепом. Еда и мы слепи есмы (Ин. 9, 40). О слепоте духовной и о том, что, будучи все слепы, не чувствуем этого, а говорим, что видим.

Отчего диавол торжествует над нами? Оттого, что мы большею частию при первых приражениях его к нашей душе поддаемся ему, не побеждаем его; а потом уже он берет над нами свою силу.

Всесвятый и Всеправедный Господь до точности (йоты) требует исполнения Своих законов; один какой–либо момент мысленный нарушишь в Его законе — и уже ты грешен, нечист, недостоин пред Его очами. Так Он Всесвят! Чтоб и в мысли не было поползновения ко греху.

Узкий и тесный путь для благочестивых потому, что князь мира сего (Ин. 12, 31) — диавол теснит их в своей области — мир его область: яко от мира не суть (Ср.: Ин. 17, 16), и великие до чрезмерности оброки берет с них за каждое греховное движение, тогда как с сынов века сего (Лк. 16, 8) берет меньше.

Хочешь быть постоянно здоров и покоен? Выплакивай или выстрадывай грехи свои, ежедневно совершаемые, и поверь — будешь всегда здоров и покоен.

Почитай маминьку в простоте сердца, отвергая от сердца всякую диавольскую прелесть. Как Господу моему приятно видеть смиренное, простосердечное почтение матери, которая есть наместница Его на земле. Да, она — жизнь моя, начало жизни моей.

Благодарственная восписую [138] Пресвятей Госпоже моей Царице Богородице — за избавление от душевной скорби и тесноты. Воззвал я от всего сердца — и помилован Ею, и вдруг миновала моя скорбь и возвратилось пространство сердца.