ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Я замечаю внутренними очами, как всходит и сияет мысленное Солнце — Бог в душе моей и как удаляется из ней и оставляет се в мраке и страдании. Так Он явен!

В совершенной простоте, с совершенным беспристрастием к земному приглашай к трапезе своей тех, кого ты решился пригласить. Помоги, Господи Иисусе!

Священнику. Господу Иисусу Христу работаете (Ср.: Кол. 3, 24), — сказал Апостол в своем послании рабам. Если к кому, то особенно к священникам относятся эти слова. Как же священник должен совершать все службы и требы!

Если смущение, теснота и адская тяжесть неверия или какой–либо страсти овладеет твоим сердцем и свяжет тебя внутренно, не малодушествуй в этом случае, но вмени это в дым и диавольское мечтание, то есть совершенно пренебреги, возведши сердечные очи ко Господу. Все страсти вращаются около вещественного, тленного, суетного, преходящего, и потому они очевидно прелесть диавольская, чуждая всякой истины. Пе обращай па них нимало внимания, то есть не сочувствуй, и не получишь от них греховного вреда.

БЛАЖЕНЫ КРОЦЫИ (МФ. 5, 5)

Научитесм от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Учись всю жизнь и ежедневно кротости и смирению твоего Господа и каждый час входи мысленно в свое сердце и испытывай, есть ли в нем кротость и смирение. Кротость и смирение сладостны для сердца, животворны для него. Чувствуешь ли ты елседневно сладость их? Кротость — это тихость душевная, о которой говорит Апостол: быхом среди вас тиси, якоже доилица греет своя чада (Ср.: 1 Фес. 2, 7); в этом душевном расположении человек никого не раздражает и ничем не раздражается, потому что глубоко почитает во всех достоинство человека и особенно достоинство христианина; смирение — это всегдашнее сознание своего ничтожества и своего долга и старание не быть никогда выше своего звания и пололсения, никогда, как говорится, не выступать из своей колеи, также ревностное старание быть верным своему званию и долгу.

Если мы молимся от всего сердца, то есть говорим каждое слово от души, истинно, то ни одно слово не пропадет для нас даром: Человеко–любивейший Владыко с благоволением выслушивает каждое слово и, чего просим, непременно дарует, преимущественно же блага духовного Царства, так как Он есть духовный Царь, Царь правды и мира.

Ничем я не могу так угодить Спасителю моему, как любовию к брату. Буду же, с помощию Самого Спасителя моего, любить брата моего как себя. Сия заповедаю вам, да любите друг друга. О сем разумеют ecu, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ср.: Ин. 13, 34–35). В каждом брате сияет образ Бога моего, в каждом брате моем — сам Христос, со Отцем и Духом Святым. Не весте, ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа, Егоже имате от Бога (1 Кор. 6, 19).

Как животные, получивши болезнь или принявши яд, тотчас по инстинкту ищут себе врачевства в известных растениях или в другом чем, так христианин, уязвленный невидимым змием, как бы по какому инстинкту тотчас должен искать врачевства в Спасителе сердечным устремлением к Нему.

Господь Иисус Христос есть воздух для души моей — без Него душа моя никак не может жить, как тело без воздуха.

Присутствие Духа Божия в разумных тварях так явно и ощутительно, что и глас Его слышат благочестивые, только не знают, откуда Он приходит и куда уходит (Ср.: Ин. 3, 8).

Ни один день, Спасе мой Иисусе, не обходился я без Твоей всесильной помощи, нарочито испрашиваемой мною.

Господи Иисусе Христе! Даруй мне помнить постоянно, что без Тебя мне крайне худо, а с Тобою — благо всегда, всегда.

Ископа и углуби (Лк. 6, 48), говорит Господь, то есть веру свою (или молитву свою, любовь свою). Ты ископал ли и углубил ли свою веру, надежду и любовь? Смотри: враг, по Божию попущению, часто приходит пробовать, вкопана ли, углублена ли твоя вера, надежда и любовь в сердце; если нет — то ты в опасности: враг поругается над тобою жестоко. Повеют ветры — эти духи противные, придут духовные реки и опрутся на твою душу — и падет слабый дом (Ср.: Лк. 6, 49) твоей поверхностной веры, надежды и любви.