ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их (Евр. 8, 10). Даруй, Господи, пиши их державною Твоею десницею.

Почему Савла осиял свет паче солнечного (См.: Деян. 9, 3)? Потому что Свет, осиявший Савла, был несозданный, Причина света сотворенного.

Слава тебе, Спасителю, спасение мое бесконечное, спасение мое вернейшее и готовейшее, только бы сердце мое к Тебе было готово (Ср.: Пс. 56, 8). От какой лютой тесноты и скорби — изменившей до крайности лицо мое и лишившей меня возможности обращения и слова с людьми, отчего я едва удерживался от слез — Ты спас меня по молитве моей! Слава Тебе, Спасителю мой, спасаяй меня присно от вселютейшего врага. А я да усиливаюсь крепко вопить ко Господу именно тогда, когда от того отвращает внутренняя темная сила, которая хочет, чтоб я всегда мучился и не находил спасения, которая особенно хочет посрамить меня как священника пред народом. О тесный путь! О день лютый (Ср.: Еф. 6, 13), упоминаемый Апостолом! Сделавши это, я исполнил пророчество Господа: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49, 15). О величие моего Господа!

Прислушайтесь к голосу всех святых молитвенников, что он выражает? — Скорбь от нападения страстей, от прилогов диаВольских.

+ Некоторые говорят о своей апатии к жизни, даже из порядочных людей. Кто производит эту апатию? — Диавол. Жизнь есть драгоценный дар Божий. Рабы Божии должны высоко ценить оный и дорожить им. Чсловекоубийца~}Щ&ъоп показывает себя всегда достойным себя образом: или жгучее пристрастие к земным благам поселяет, или — отвращение к жизни.

Во исповедание, и в велелепоту облеклся ecu (Пс. 103, 1). Дивные слова! Чудно живописуют они величество Божие. Исповедание и красота пред Ним (Пс. 95, 6).

К чему ни прикоснется благодать Святого Духа — все освящает (вещи) и сохраняет (животных) святая вода.

Чтобы люди всегда имели пред глазами доказательство того, что Господь есть Творец всего, растительное царство в глазах каждого каждую весну возникает, по Его манию, из ничтожества, подобно как люди и животные. Чтобы люди были твердо уверены, что Бог един есть Жизнодавец, Он предает нас духовной смерти и потом, по молитве нашей к Нему, оживотворяет нас. Он постоянно сказывает в тварях силу Свою.

Молитва принужденная, продолжительная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Это должно убедить всех, таким образом молящихся, исправить свою молитву. Молиться должно с охотою, с энергией, не очень долго, от сердца. Ни от скорби, ни от нужды (принужденно) молись Богу, — доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7).

Я истинно, самым делом всегда — раб, а Иисус Христос истинно, на самом деле — Господь мой. Согрешаю я пред Ним волею и неволею, всегда каюсь пред Ним и всегда получаю от Него милостивое прощение и смиренное дерзновение пред Ним.

Все человечество пред лицем Божиим как один человек — от единым крове весь язык человечь (Деян. 17, 26); одни у всех духовные потребности. Потому и заповедано: возлюби ближняго твоего яко сам себе (Лк. 10, 27). Это все равно, как если бы было сказано: люби свою плоть, люби свою душу. Христос и Церковь так тесно соединены между собою, как муж и жена (Ср.: Еф. 5, 23), а муж и жена — одно тело и душа. Так должны быть соединены единством любви все люди. В любви вкоренени и основани (Еф. 3, 17).

Как мы унизили себя, свою природу грехами, но как мы дороги, высоки в очах Божиих: Бог не пощадил для нас Сына Своего и облек Его в плоть нашу, во всю природу нашу — для нашего спасения; уготовал нам от сложения мира вечное Царство; о нашем обращении радуются добрые по существу своему Ангелы, а мы что же? Мы и знать того иногда не хотим и все больше и больше унижаем, губим свою душу разными пороками и житейскими пристрастиями. Жалко, невыразимо жалко смотреть на человека — эту тварь, по образу Божию созданную, особенно на христианина, удостоенного такого высокого призвания, так много почтенного, облагодетельствованного от Бога. Учить и учить надо. Убеждать и убеждать — жить достойно имени христианина.

Да яко пророка от зверя морскаго персей Иону, от тли ucxumuвшиu всего Адама всеродна падшаго [140] Род человеческий в лице первых человеков пожран зверем духовным, как Иона китом морским (диавол называется зверем бездны в Апокалипсисе) (Ср.: Откр. 11, 7). Спаситель, чтобы исхитить из челюстей этого духовного зверя род человеческий, Сам чрез смерть сошел во ад, как бы в челюсть этого духовного зверя, и силою Своею, как Бог, вывел оттуда все человечество, ожидавшее Его и приготовленное к принятию Его проповедью Крестителя умерщвленного. Таким образом, содержавшиеся прежде адовыми узами, приняв во аде суд по человеку плотию, после сошествия Христа Спасителя во ад, возведены к жизни по Бозе духом.

+ Две силы, противоположные между собою совершенно, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. — Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого — Невидимый, против крепкого — Крепчайший.