ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Как всесилен Господь Вседержитель и как бессилен, немощен, ничтожен человек со всеми своими замыслами и предприятиями! Вчера мы собрались гулять по заливу на лодке: было тепло; небо ясное; ветерок попутный — самый умеренный; наверное, все рассчитывали быть в Рамбове [144], куда и держали путь, и были уже у самого берега, но пока бились на мели, нашли тучи, засверкала молния, загремел гром, полился дождь проливной, сделалась буря, показавшаяся нам на берегу Рамбова необыкновенным взметом пыли, затмившей Рамбовские леса, и мы, бывши близ берега и уже выбравшись на глубокое место, должны были воротиться назад, не добившись до берега. — Так Господь всесилен, и так бессилен в своих делах человек! Это обстоятельство навело меня на мысль, что есть и было много людей, которые, бывши в виду обетованного отечества небесного, у самого, так сказать, берега, по причине тяжких падений и нераскаянности, не входят в него, но отреваются назад грехами своими. Не этот ли урок и хотел дать мне, многогрешному, Господь мой? Поистине так. Иначе отчего бы Ему не допустить меня до берега, который был так близок к нам и благоухал уже ароматами своих распускающихся лесов и трав? Так, многие христиане, вкусивши дара небесиаго, бывши причастниками Духа Святаго и вкусивши добраго Божия глагола и силы грядущаго века (Ср.: Евр. 6, 4–5), благоухания мира и радости Духа Святого, не удостаиваются по злобе своей нераскаянной войти чрез смерть в благоухающий всеми плодами Духа Святого рай Божий, как бы издали только обонявши его. — Это случилось прообразовательно в Ветхом Завете с евреями, которые, быв у самой обетованной земли и видевши ее и обонявши ее, не могли войти в нее за неверие и злонравие, всем недовольное!

О, будь всем доволен, христианин, и за все благодари Бога; не будь неверен и злонравен — иначе не войдешь в обетованное отечество небесное.

Дети! Еда что снедпо имате? (Ин. 21, 5.) Люди все — дети, особенно же — христиане — истинные дети Сына Божия. Он сотворил и творит их; родители — только посредники. Да, я чадо Божие. Мать любит меня — то слабая тень любви, какую имеет ко мне Сам Бог. Он дает любовь родителям к детям такую только, какую может вместить ограниченная человеческая природа, скудельный сосуд (Ср.: 2 Кор. 4, 7), — любовь во всей Божественной красоте своей разовьется по спадении тела.

Что делает душа с веществом тела, входя в мертвое тело по слову Жизнодавца? — Оживляет и восстановляет его, из безобразной разлагающейся массы земли делает прекрасное, цветущее жизни ю, сдержанное во всех частях тело. Всесилен Дух Животворящий! Сильна и душа в своем теле и над своим телом!

Ныне хочу сказать о Боге, оживляющем всех и все.

Душа моя каждое мгновение со всех сторон ограждена мысленными законами Вышнего — дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (Евр. 8, 10). Законы государственные — только слабое подобие мысленных законов, чрез кои управляет душами нашими Вседержитель. [145]

Вера наша — вино доброе, старое, пробованное, дознанное, седмъю печатями запечатанное (семь таинств).

Zloba на џатѓь [146] возникает в душе от нечистоты сердечной, от недостатка святой простоты, от гордости. Потому, когда она появляется, сейчас же нужно во смирении сердца просить у Господа помилования и отнюдь не искать причины ее в том лице, к которому возгорелась ненависть.

В мнении о себе не завись от других людей, а всегда — от своей совести и от сознания своего. Кто бо весть от человек, яже в тебе, точию дух твой, живущий в тебе? (Ср.: 1 Кор. 2, 11.) Л то бывает так, что ты в присутствии других думаешь: что скажут о тебе другие, если ты скажешь то или другое; или сделаешь то или другое? Худо. Надо иметь свои взгляды на людей и свои убеждения.

Non propter factum, пес verbuin, nec manieres [147] должен ты чтить и любить tuammatrem [148], но ради того, что она — мать. Заповедь Господню ты исполняешь: чти матерь (Мф. 15, 4), и для исполнения ее ни на что не должен взирать. Помни, что она была в ранней молодости ελεημοσύνης δέουσα [149] и оттого она необыкновенно проста во всем. Так и пусть будет. Это Богоугодно. Ты очень не прост и горд: учись у ней, хоть и тяжело и горько это сердцу, — простоте и смирению.

Согрешал доселе Господу исканием суетной чести у людей и не замечал этого, и теперь согрешаю. Помилуй, Господи, исправь и очисти, Господи, и научи, Господи, от Тебя Единого славы искати. Слепец духовный, ослепленный глупою гордостию, как ты боишься бесчестия от людей! Но жаждай его, если хочешь спасения от недугов душевных. Вспомни, какое бесчестие понес Господь славы (Ср.: 1 Кор. 2, 8)! Ужели ты, величайший из грешников, будешь искать славы? Не лучше ли бесчестие, которое ты заслужил?

Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12, 14). Всякий ближний — святыня для нас, как образ Божий.

Отчего это мы обиды человеческие помним и на обидящих гневаемся и злобимся, а обиды диавольские, самые злейшие, зловреднейшие и непрерывные, весьма скоро забываем и, хотя бы изобижены были от него тысячу раз в день, все–таки забываем, между тем как одну обиду какого–либо человека долго держим на сердце, иногда не один день? Ото прелесть диавольская! Диавол ловко умеет нас обманывать: обилсая нас, сам он прикрывается всегда нашим же самолюбием, как бы желая угодить нам поначалу посредством движения известной страсти, хотя после всегда убивает, и горько достается нам от него за наше глупое, неразумное самолюбие к себе. Обиды же нам, другими причиненные, он всегда увеличивает в сто раз и представляет их в ложном виде: и опять же прикрывается и здесь нашим самолюбием, как бы ревнуя о нашем благосостоянии, которое другие будто бы думают разрушить своими обидами. Обманщик!

Маминьку свою как святую почитай. — И точно, для меня она — предмет священного почтения.