ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Не допустить свой учительский авторитет до падения, уметь поддержать уважение к себе учеников и во все время их учения оставаться их научным идеалом — вот задача всей деятельности учителя! («Воспитание». Журнал наставникам и родителям. № 3, 1860 г.) Еще — иметь при себе всегда список всех учеников и точно выставлять всем свои отметки.

К сведению. Бесплотный лукавец прошлою ночью представил мне сладострастное видение (сегодня утром Литургия моя). Так он раскидывает свои сети всегда пред обедней.

В обращении с разными людьми нужно установить известный такт и не кривляться на разные манеры, но быть со всяким самостоятельным. Особенно это требуется от священника, который в обращении должен быть идеалом для всех — радушен, прост, но без всякого унижения.

В день Святой Троицы приглашай к столу странников, угощай их, служи им в радости и простоте сердца, как Авраам.

Сильно любящий обыкновенно желал бы насытиться плоти любимого, как выражается Священное Писание [150]. Потому, если ты любишь своих родителей от сердца, то с удовольствием ищешь случая целовать лицо и руку их; а если не любишь, то без удовольствия целуешь и бегаешь многих случаев — целовать их, а если они прямо представятся, то с неудовольствием исполняешь обыкновенное дело и тут, кроме неискренности любви, показываешь еще и гордость. А что, казалось бы, за тягость — поцеловать лишний раз руку родителей?

На очередной неделе меньше кушай, особенно мяса.

Неверие в Тайны — смерть, вера — жизнь внутреннего человека. Неверие — немощь, болезнь духа человеческого.

Развалившийся стул. Так развалится некогда и мое тело и ничем не лучше будет разбившегося стула: кости будут лежать в земле или на земле, и никто на них не обратит внимания, не скажет: это такого–то кости -— потому что не узнает, чьи они, как не знаем, от какого дерева осколки или обрубки или развалины лежат на земле. Да, я рассыплюсь: земля моя в землю и пойдет (Ср.: Быт. 3, 19). Но дух мой возвратится к Богу, непременно к Богу, как и теперь часто, по естеству, он обращается к Нему и находит в Нем преизбыток покоя и жизни.

+ Дерево, утвержденное корнями в земле, живет, растет и приносит плоды. Душа человеческая, утвержденная верою и любовию в Боге, как корнями духовными, также живет, возрастает духовно и приносит плоды добродетелей Богоугодных, коими душа живет и будет жить в будущем веке. Дерево, вырванное из земли с корнем, прекращает жизнь, которую получало от земли чрез корни. Так и душа человеческая, потерявшая веру и любовь в Бога и не пребывающая в Боге, в Котором вся жизнь ее, — умирает духовно. Что для растений — земля; то для души -— Бог.

На Синае, где стояли ноги Господа (Ср. Пс. 131, 7), остави надолго след Господь. На духовном Синае — Пречистой Деве — также след всякий духовный свет.

Верно слово — мытари и любодейцы варяют мнимых законников и праведников в Царствии Божии (Мф. 21, 31). Какие слезы!

+ Смотря на мир Божий, что я вижу? Вижу везде необыкновенную широту, игривость жизни: в царстве животном — между четвероногими, между гадами, насекомыми, птицами, между рыбами. Теперь спрашивается, отчего же теснота и скорбный путь жизни у человека, и особенно у людей, ревнующих о благочестии? Господь разлил везде жизнь, довольство и радость с простором — и все твари, кроме человека, прославляют Творца довольством жизнию и игривою радостию. Отчего же во мне разногласие с общею жизнию? Разве я не творение Того же Творца? Разгадка простая. Нашу жизнь отравляем то мы сами — грехом, а грешность — страшная отрава для души, то — враг бесплотный, особенно он и преимущественно у тех людей, которые подвизаются в благочестии. Жизнь человека — истинного христианина — впереди, в будущем веке: там откроются для него все радости, полное блаженство. А здесь он изгнанник и под наказанием: здесь иногда вся природа вооружается на него за грех, не говоря об исконном враге, который, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8). Итак, не смущаюсь тем: отчего в мире везде радость и довольство, а во мне часто нет радости, и я смотрю угрюмо на радости и простор Божиих тварей? У меня есть палач за грех: этот палач всегда со мною и бьет меня. Но и для меня настанут радости, только не здесь, а в другом мире.

Смотря на мир Божий, я везде вижу необыкновенную щедрость Божию в дарах природы: поверхность земли — это как бы богатейшая трапеза, приготовленная в изобилии и разнообразии самым любящим, благостным и щедрым Хозяином; и мало того, что поверхность земли — недра вод также служат насыщению человека. Что говорить о животных четвероногих и птицах — сколько и здесь щедрости в доставлении пищи и одежды человеку? Щедротам Господним нет числа. Смотрите, чего не доставляет земля летом и осенью? Так, всякий христианин, особенно священник, подражай щедротам Господа, да будет трапеза твоя открыта всякому, как трапеза Господня. Скупой — враг Господа.

Слава Человеколюбцу Господу! Сегодня призвал я Его (22 мая, шедши из гавани) в скорби сердца, и Он услышал меня и от скорби моей избавил меня (Ср.: Пс. 33, 7). Дивное дело! Творец небеси и земли приклоняется к сердечным воплям моим, как мать к воплям младенца каждый раз, когда я призову Его. Между тем кто я? — Червяк, ползающий на древесном листочке? Сопхни меня — и меня не стало. Иисусе Сладчайший! Что есть яко помншии меня (Ср.: Пс. 8, 5), яко приклоняешься к моим сердечным воплям? Блаже! Лобызаю Твою избавляющую десницу и пою Твое неизреченное милосердие!