ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Человек может не хлебом одним <быть> жив, а и всяким словом, исходящим из уст Божиих! (Ср.: Мф. 4, 4.) А я еще пристрастие имею к земным стяжаниям. И еще за меня пострадал и умер Сын Божий и Плоть и Кровь Свою дарует мне в пищу и питие. О неразумие! О бессмысленность! (Господь пример показал мне в словах и делах: что же я пе следую Его примеру? И ты имей такие же мысли и расположения — какие Он.) [151]

Диавол часто водит за нос того, кто сердцем привязан к земным стяжаниям, то есть часто жестоко посмевается над его глуностию.

Помни, что сердце твое должно быть занято Одним Христом — истинным твоим покоем.

+ Помни также, что связи сердца с миром и его похотию время от времени крепнут все больше и больше. Не пропускай времени к разорванию их. Пропустишь: наготовишь себе бездну труда и изнуришь себя бесполезно.

Ужели ты до сих пор не оценил надлежащим образом вещества, каково оно ни было: пища ли, одежда ли, деньги ли, или другое что, служащее тленному телу нашему? — Все это для бессмертного духа нашего — то же, что в числах 0 (нуль), ничего. Впрочем, что я говорю: нуль? Хуже!! Нуль ничего не значит, а это, ничего не знача само по себе для бессмертной души нашей, саму ее убивает, уничтожает! Прельщение! Видимое прельщает потому, что оно видимо, льстит внешним чувствам; а невидимое, несмотря на то, что оно — сущая истина и доставляет истинную жизнь сердцу, не пленяет нас с таким постоянством именно потому, что оно невидимо и приемлется верою или чувствуется сердцем тогда, когда оно бывает способно чувствовать невидимые блага, значит, когда бывает и сравнительно чище. А оно у нас так нечисто! Оттого оно так недостойно и живет! Так, невидимое не обладает так нашим сердцем, как видимое. Но разве дута наша сама не есть также невидима? Разве не она есть движитель и оценщик вещества? Как же ее не привлекают невиди–глые блага, сродные ей? — Испорченность, растление внутреннего нашего человека в начале. Вот где истинная причина, по которой так мало дается людьми цены невидимым благам. Невидимая душа чрез вкушение запрещенной снеди подпала владычеству своей плоти, прельстившейся снедию. И кто не замечает, что и теперь душа наша больше всего терпит из–за яди, которою пал человек люте в тление в начале? (9–я песнь канона Иисусу Сладчайшему.)

Мысль наша облекается в слово, и в слове (как бы почивает) виден дух мыслящего субъекта. Приложи это к Богу. Бог Отец открывается чрез Слово. И чрез Слово является словесным существам — людям Дух Отца.

На будущее время, когда в праздник Святой Троицы будешь читать на вечерни в слух народа дивные, Божественные молитвы — читай их с особенным благоразумием, смирением и чистосердечием, Исповедание грехов своих в средних молитвах говори особенно с глубочайшим смирением — так, как будто бы ты сам составил его от своего собственного лица и нимало не лицемерь в словах: это мерзость Господу. К совершению Литургии приготовься самым достойным образом. Аминь.

Исповедание грехов священника в молитвах положено как дело крайней необходимости и благоугодное Владыке всяческих. В самом деле, каков должен быть священник или архиерей, произносящий пред лицем Господа о народе такие молитвы? Как он должен быть высок по жизни, возвышен в своих мыслях и сердце? Но как и он так же грешен, как все другие, и он не достоин по грехам своим раскрывать уста па молитву о других — живых и мертвых, сам будучи весь во грехах, то непременный его долг — исповедать пред Богом самому от чистого сердца грехи свои, чтобы, преклонив таким образом Владыку на милость своим смирением, потом умолять Его о прощении грехов другим. Так поступили юноши Анания, Азария и Мисаил, приговоренные к сожжению: они исповедали свои грехи и грехи народа, признали себя достойными Божией казни и потом молили Господа быть милостивым неправдам их и народа (См.: Дан. 3, 28–42).

Когда приносишь Богу молитву — это словесное служение, имей совершенное уважение к ней, к каждому ее слову; знай, что Виновник всякой молитвы есть Сам Бог, Его Слово и Дух Животворящий, ходатайствующий о нас воздыхании пеизглаголанными (Ср.: Рим. 8, 26); будь твердо уверен, что молитву слышит Господь и исполнит ее, если от всего сердца молишься. Касательно истины всех слов молитвы нимало также не сомневайся. Сам Бог Слово стоит во главе молитвенного слова и управляет им. Само Воплощенное Слово Божие молится твоими устами.

Презирая видимое, люби невидимое. Соответственно этому люби в человеке бессмертную душу и не обращай внимания на его тело. Уважай в каждом мысль, чувство или расположение. Для невидимого не щади видимого. [152]

Угощая братию, воображай приятные чувства их от твоего угощения и радушия. Старайся упокоить дух всякого, и Господь даст тебе покой и в этой жизни. [153]

Прииде Иисус к апостолам дверем затворенным (Ин. 20, 19) — для чего? — Между прочим, для того, чтобы уверить всех нас, что, когда мы молимся в доме своем, Господь от жилища Своего (Ср.: Зах. 2, 13) приходит и в наше жилище дверем затворенным.

Когда в чем–либо, касающемся веры, усумнишься, вспомни, что все, во что мы веруем, утверждено верованием и практикою всей Церкви, ныне уже торжествующей на небесах и прославляемой на земле. Значит, сомневаться в чем–либо было бы смешно.

Если ты чувствуешь нерасположение или злобу к кому–либо за некрасивое его лицо или за невежество в слове и неделикатность манер, то ты — прелюбодей, гордец и тщеславец без всякого сомнения.