ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Сегодня причастился Святых Христовых Таин к внутренней своей радости и спокойствию. Господь животворною теплотою, необыкновенно облегчившею внутренности, опочил во мне. Причащаясь, я основывал веру свою на всегдашнем спасении от достойного принятия Таин. Спасают — следовательно, здесь Спаситель. [155] (25 мая 1860 г.)

Сегодня причастился также животворно. Обедню старался служить и служил покойно, с твердостию (27 мая). Слова выговаривал отчетливо, твердо, выразительно.

Кроткий и смиренный человек ни на кого не злобится.

Удержи язык твой от зла (11с. 33, 14); не высказывай языком никакого зла, никакой страсти; пусть она замрет в тебе самом.

Признаки присутствия злого духа в человеке: внутренности стеснены необыкновенно, дыхание трудное, голос дрожащий, выражение лица и глаз страдальческое, смутное; деятельность мысли и чувства подавлены; весь человек связан.

Когда тебя будет увлекать прелесть страстей, тогда из глубины сердца воззови ко Господу: Истино, озари светом Твоим прелесть страстей, воюющих на душу мою, и прожени мрак их душетленный!

Хорошо ежедневно давать себе вечером отчет о том, остался ли ты верен заповеди о любви в минувший день: ибо нет ничего важнее, как успевать день ото дня в любви, и нет ничего недостойнее человека–христианина, как нарушить днем чем–либо заповедь о любви.

Дух свой, говорят, передал своим детям, подчиненным или ученикам; или такой–то негодный человек духом своим заразил своих товарищей. Видите, что даже люди могут передавать другим дух свой — добрый или худой. Тем больше это делает Сын Божий, Который дает людям достойным Ипостасного Духа Божия: приими те Дух Свят (Ин. 20, 22). И кто не замечает, что в мире видны два духа: Один — Дух Христов, а другой — дух мира, дух князя века сего, ослепившего разум неверных, дух диавола, — потому–то кто Духа Христова не имать, сей., очевидно, несть Егов (Рим. 8, 9).

Твердо благодарить нужно всегда Бога за милостивую помощь Его нам в борьбе со страстями и врагом бесплотным, за то, что Он нас, падающих ежедневно и часто в грехи и беззакония, не оставляет Своею любовию и промышлением и является постоянно, по молитве нашей, Помощником и Заступником. О! Что бы сделал с нами враг, если бы Господь не избавлял нас от него!

Благодарю Тя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко от скверн греховных сердце мое омывасши животворящими Тайнами Твоими, оживотворявши, покоиши, веселиши. Слава Тебе, Благодетелю моему! — Мая 26 дня 1860 г.

Претворение Господом хлеба и вина в Тело и Кровь Свою считай таким же обыкновенным, хотя и величайшим до необъятности делом, как ежедневное составление аптекарем лекарства. С величайшим спокойствием и самою твердою уверенностию принимай Тайны. Страшливость и сомнение — непростительная глупость и великий грех. Он сам себя наказывает, именно страхом — там, идеже не бе страх (Пс. 13, 5).

Приидоша реки, и опрошася храмине (Мф. 7, 27), то есть реки непроизвольной злобы и опрошася на сердце человека; или реки разных страстей, которые, как быстрая река, подмывают сердце и влекут его ко злу. Это явление часто бывает в душе. Не надо колебаться.

Если ты не любишь простоты, то есть простого вида человека и грубой его речи и простых манер, то ты, значит, далеко уклонился от простоты и — горд, и гордыня ослепила твои очи.

Маминьке моей подобает от меня абсолютное почтение!