ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Продолжение. [173]

Услыша, наконец, Господь глас плача души моей (Ср.: Пс. 6, 9).

Но теперь Он всю жизнь терпит от нас бесчисленное множество оскорблений и все ждет от нас обращения на лучшее. Прославь же Его любовь и долготерпение. Вообрази, что было бы без Него, без Его спасения! Ужас и трепет обнимают душу. Но нераскаянных грешников постигнет наконец самым делом гнев Божий в день гнева откровения праведного суда Божия.

Нерадивый законоучитель убивает нравственно учеников.

У нас есть, кроме телесного, такое зрение, коим мы видим, что у нас в мыслях и на сердце бывает, коим мы видим свои грехи вольные и невольные или дела добрые. У Господа Бога такое зрение тысячами тысяч раз светлее и яснее нашего: и Он видит до последнего движения, незаметного даже для нас, наши мысли и сердца, даже то, что мы вперед по известным обстоятельствам будем мыслить, чувствовать и делать; пред Его лицем душа наша со всеми ее мыслями, желаниями, словами и делами — так, как пред нашими глазами какой–либо предмет, ярко освещенный солнцем, даже несравненно яснее: потому что при солнце мы все же не видим, что внутри предмета, а Господь испытывает наши сердца и утробы (Ср.: Пс. 7, 10); очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть (Сир. 23, 27).

Когда обещается чистым сердцем зреть Бога (Ср.: Мф. 5, 8), то этим не новое что–либо обещается: зрение Бога сердцами чистыми предначинается еще здесь.

Дивен Господь во очесех наших (Ср.: Пс. 117, 22), особенно в пречистых Своих Тайнах!

Когда плоть и диавол склоняют ко греху сладостию греха, тогда представь, что эта сладость совершенно противна, мерзка Человеколюбцу — и Он говорит тебе: если любишь Меня, то соблюди заповедь Мою (Ср.: Ин. 14, 15), возбраняющую тебе делать это зло, на которое ты склоняешься.

Я сплю, но и во время сна душа моя живет и оказывает себя существом, постоянно живущим (для которого тело — только дом), совершенно отличным от тела. Тело мое во время сна бывает, как дерево, мертво, а душа моя живет и оживляет, вливает новые силы в бесчувственное тело, и я от жизни пробуждаюсь к новой жизни. Не так ли точно, по смерти, я пробужусь только для новой жизни? Мое тело останется бесчувственным, бездыханным, мертвым, но душа моя будет жива и останется совершенно тою же душой. — Самое осязательное доказательство бессмертия нашей души!

Иногда словно змея сердце мне сосет и горькие с уст моих слышатся слова, бываю мрачен и уныл я. Слова недобрые, срывающиеся с моих уст, свидетельствуют, что во мне бывает пакостник, аггел сатанин (2 Кор. 12, 7): сам он оказывает свое присутствие в сердце этими словами.

Близ Господь всех призывающих Его во истине (Ср.: Пс. 144, 18). Напряги свое сердце верою да возвысься им к Богу с молитвою в скорби твоей — и помощь твоя готова. — Опыты многократные. +

Господь наполняет всякое пространство и всякую минуту времени: и нет мгновения, когда бы Он не бдел над законами Своими — нравственными, конечно (и физическими), когда бы Он не наказывал за всякое противное Ему движение сердца и недобрую мысль или не награждал за благородное движение сердца и добрую мысль.

Неверие сердца в священнике пречистым Тайнам, так часто чудные изменения в нем производящим, есть хула на Духа Святого. Диавол всеми мерами старается вовлечь его в этот грех, зная, что нет тяжелее для него этого греха. — Внемлите себе, священницы Господни и все православные христиане, когда причащаетесь Тела и Крови Владыки, верного в словах Своих, которые не имут мимо ити (Ср.: Мф. 24, 35).