ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Зачем ты Меня гонишь (Ср.: Деян. 9, 4), что Я сделал тебе? Кое нашел ты во Мне погрешение? (Ср.: Иер. 2, 5.) Разумей. Христос вселяется в тебя чрез Свои животворящие Тайны, а грехами ты выгоняешь Его. Он обитель у тебя в сердце сотворил (Ср.: Ин. 14, 23) и, будучи Мир, умиряет твое сердце, а ты, неразумный, выгоняешь Его, мирно почивающего в тебе, грехами своими. О злонравие!

Катехизис краткий преподавать мальчикам с самого начала.

Не препятствуй природе своим наблюдением совершить тайну сна: в тот момент, в который должно было бы совершиться засыпание, одно мгновение напряженной мысли — и сон пропадает на всю ночь. Оттого бессонницы бывают у людей, серьезно мыслящих или преданных страстно чему–нибудь. Вероятно, есть в голове нерв сна, который, если тронуть, то сон мгновенно пропадает, хотя бы сильно хотелось спать. После всю ночь чувствуешь, что в самой верхушке головы есть раздражение нервов, обнаруживаемое легкою болью их. Так природа не любит, чтобы ей препятствовали делать ее дело, которое делает она всегда прекрасно по данным ей от Творца законам. Так она не терпит, чтобы препятствовали человеку и уснуть вечным сном смерти: умирающему нужно дать покой — ему бывает тяжело, когда стуком или разговором или чем другим препятствуют умереть. Тайна смерти совершается тайно, ровно, постепенно.

Тот, Кто сотворил звуки и дал различные гласы сотворенным живым существам, чтобы они выражали ими свое внутреннее состояние, а неживые — своими гласами проповедовали вечную силу и премудрость Творца, Сам — конечно не нуждаясь в этом гласе, но слышит каждый глас, каждое движение нашей души, выражаемое и даже не выражаемое никаким звуком. Молись Ему: Ему приятен твой голос, ведь он — Его творение, а из сущих Он ничесогоже гнушается, ниже бо ненавидя что устроил (Ср.: Прем. 11, 25), говорит Премудрый. Но Он внемлет гласу, от сердца происходящему: так как голос имеет это именно назначение, чтобы выражать то, что есть на сердце.

+ Где бы я ни был, но лишь возведу сердечное око к Богу в скорби моей — со внутреннею молитвою, Человеколюбец отвечает тотчас же на мою веру и молитву, и скорбь сейчас проходит. Он на всякое время и на всякий, час [174] близ меня. Только не видишь, а живо ощущаешь Его. Тысячу раз я замечал, что по отпадении от Бога сердечною верою непременно следует всегда скорбь, смерть сердца, и верно — широта, спокойствие сердца при живой вере в Него. И все это яснее дня доказывает, что Господь постоянно при мне и все внутреннее мое знает.

Какой ходатай или Ангел избавлял нас когда–либо от грехов и скорбей? Никто, кроме Бога.

Когда сердце мое открыто Богу верою, тогда мне хорошо, а когда закрыто неверием — худо. Диавол то закрывает.

Есть люди, которые ужасно боятся пыли: помилуйте, да разве вы сами — не прах (См.: Быт. 3, 19), чего же вы боитесь пыли так сильно, как чего–то противоестественного? Смиритесь и сознайтесь тогда, как на вас несется пыль и покрывает вас, что вы сами — прах земной, и припомните, что в древности ради смирения пред Господом люди посыпали нарочно головы свои пеплом, даже цари, как царь Ниневии (См.: Ион. 3, 6).

Не должно возмущаться лукавством врага, действующего на душу чрез плоть, но смиряться пред Богом и вменять за ничто препятствия, которые он ставит нам, хотя бы, побежденные ими, мы и падали. Без падений в этой жизни нельзя обойтись.

Как праздновать праздники? — Мы празднуем или событие (вникнуть в величие события, цель его, плоды его для верующих) или — <воздаем хвалу> лицу какому, например, Господу, Божией Матери, Ангелам и святым (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству — в благодетельное влияние его на Церковь Божию вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица и приближиться к событию или лицу сердцем, впитать их в себя, иначе праздник будет не совершенный, не богоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестие и добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно, маловерным холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал чрез известное празднуемое лицо или событие.

К Мерилу моей нравственной жизни, измеряющему постоянно достоинства моих мыслей, желаний, слов и дел — обращаю я часто свой умный взор — то награждающему, то наказывающему меня, мое сердце.

Неверие сердца и страсти сердца по началу своему — если человек сам не поддается им добровольно — прелесть диавольская: взирая и молясь внутренно ко Господу, легко преодолеть их. Надо говорить при находах: как я прогневляю Тебя, Господи, тем–то и тем (неверием во что–либо или страстию к чему–либо), не хочу этого, не соизволяю врагу. Ты же, Помощниче мой всесильный, помози мне.

Злой дух всячески старается изглаждать из нашей памяти мучения сердечные, им причиняемые, и чувство сладостных даров Божиих — чувство прощения грехов, чувство мира и радости υ Дусе Святе; и хочет уверить, мерзкий, что прощение грехов — не от Бога, а так себе — случайно, или как будто грехов и не бывало, а мучение было не от грехов.

Подача нищим: деньги, хлеб и одежда на улице не лежат, как для птичек пища и питие. Питание и одеяние их предоставлено твоей добродетели.