ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Как крайне нечистый сердцем, я всю жизнь должен глубоко смиряться во всякое время, везде и пред всеми.

Когда зайдешь в храм, вспомни, что в нем всегда очи и сердце Господа и самое пречистое Тело и пречистая Кровь Его, исполненные Его Божеством (в Нем обитает вся полнота Божества телесне) (Ср.: Кол. 2, 9), — и стой и молись с верою, благоговением и страхом.

Паки и паки от Господа милость великую получил сегодня (14 июня): связанного, палимого духом злобы и скупости, Он разрешил меня и мир подал мне, падшему. Обращайтесь, согрешающие братия, скоро, неленостно, с живым упованием к Спасителю — и Он будет всегда спасать вас.

Да будет для меня выше всего, выше всех моих выгод, выше и дороже моей жизни заповедь моего Спасителя. Так должен христианин располагать сердце свое, когда предстоит ему случай — исполнить заповедь Христа Спасителя.

О Тайнах: Мне и минута ужасна без веры в Твое Тело и Кровь. Ратуя за веру в Тайны, я ратую за мир души моей.

Если я неискренно буду просить Господа о неосужденном причащении [28], и тогда Он наказывает меня.

Когда преткнешься в церкви на словах, нимало не смущайся, но оставайся покоен.

О грубых лицах поселян. Эти грубые черты лица, эта чернота лица, чернота и грубость рук — отпечатки тяжких, ежедневных трудов, иногда на палящем зное солнца. Эта тусклость очей — следы часто проливаемых слез о бедности своего положения. О, сколь предпочтительнее для меня эти грубые, черные лица простых поселян — нежных, белых лиц и эти грубые черные руки их — нежных и белых рук жителей городских, привыкших проводить время больше в праздности и рассеянности или в легких, сравнительно с сельскими, трудах.

Из действия в нашем сердце двух противоположных сил, из коих одна крепко противится другой и насильно, коварно вторгается в наше сердце, всегда убивая его, а другая целомудренно оскорбляется всякою нечистотою и тихо удаляется от малейшей сердечной нечистоты (а когда в нас действует, тогда умиряет, услаждает, оживляет и радует наше сердце), то есть двух личных противоположных сил — легко убедиться, что несомненно существуют и диавол, как всегдашний человекоубийца (Ср.: Ин. 8, 44)у, и Христос, как всегдашний Жизнодавец и Спаситель. Один — мрак и смерть; Другой — Свет и Жизнь.

Потому, Боголюбец, если ты иногда замечаешь в уме и сердце крайний мрак, скорбь, тоску и тесноту, и неверие как силу, крепко противящуюся вере Божией, тогда знай, что в тебе сила, враждебная Христу, — диавол. Так, эта сила, темная и убивающая, прокравшись в наше сердце чрез какой–либо грех сердца, часто не дает призывать Христа и святых и скрывает их за мглою неверия. Для чего? — Для того, чтобы терзать человека, потому что вера спасает нас от его козней. Но этим–то она и доказывает, что есть противная ей, державная сила Христа — Бога, к которой она не допускает нас чрез мерзость неверия и которая посредством нашей веры сокрушает ее и саму ее содержит узами мрака для будущего суда. Потому тогда–то и нужно употребить все усилия, чтобы с верою призывать Христа Спасителя.

Я — ничто пред моею матерью.

Слава имени Твоему, Господи, великому, сильному и грозному, бесов прогоняющему и исцеляющему сердца наши от лютых мучений страстей!

Слава и Кресту Твоему Честному, именем Твоим изображаемому! Он также силен и грозен именем Твоим (17 июля 1860 г. Опыт).

Милость, оказанная брату, вменяется нам в заслугу любви и будет вознаграждена. Ни одна жертва, принесенная на алтарь любви, не будет забыта Богом, Который есть Любовь (Ср.: 1 Ин. 4, 8, 16). Потому всякий усердствуй, таге или иначе, в любви к брату, снисходя ему в его слабостях, да и Бог, видя твою любовь, хотя в малой мере оказываемую, возлюбит тебя много и простит тебе твои слабости.