ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Того, кто надоедает твоему ветхому, плотскому, греховному страстному человеку, ты люби всегда, как себя, — он бич, исправитель твой по Божией благодати; да притом, если только ты любишь любящих тя, кая тебе благодать (награда) есть? И мытари и язычницы тожде творят (Ср.: Лк. 6, 32, 33). — Твое любомудрие, как христианского священника, должно всегда стоять несравненно выше. Ты не должен быть самолюбив и из–за любви к себе презирать, оставлять без исполнения заповедь Христову, но ставить ее всегда выше себя, выше самой жизни своей.

По благодати Божией часто одно слово, скрытое в сердце, укрепляет его, делает его непреклонным на зло и освобождает его таким образом от внутренней тесноты и томления. Так на молитве, так и в жизни. Скрых в <сердце моем> словеса. [29] (Пс. 118, 11.).

О стяжании каждым христианином навыка — поспешно обращаться к Богу с прошением обо всем (как немощь — к Источнику всякой силы и всякого блага), просите… с благодарепием… (Ср.: Флп. 4, 6), о всем благодарите (1 Фес. 5, 18) и с славословием, по подобию Ангелов, взывающих выну: Аллилуиа!

Если хочешь, чтобы Бог внимал твоей молитве, внимай ей прежде сам с верою, говори ее в сердце.

Сон. Один не имеющий, не стоющий доверия у своих братий крестьянин или мещанин просил меня как лицо, которое почтенно и заслуживает доверия, выпросить для него в долг 2000 рублей. Я стал просить, и мне до слова дал деньги сапожник Андреев, только не все сполна, а меньше: потому что он видел невозможность уплатить со стороны того человека, на имя которого я просил и которого взял на свою ответственность. Что этот сон значит? Значит, что если люди по доверию к нам исполняют наши просьбы за других, тем больше Господь Бог. — А я просил с вечера о болящей Екатерине (Лебедевой).

Всякий грех, страсть, порок, нечистая мысль, нечистое желание существуют под условием целою царства злых духов как смрадного океана зла. Паши грехи — потоки из этого умственного, смрадного, мертвого моря. — Отчего образовалось Мертвое море на месте погибших беззаконных городов Содома и Гоморры? — В показание того, что жители этих городов еще при жизни были мертвым духовным морем.

Необходимо каждое мгновение внимать своему сердцу. В противном случае невозможно нравственное усовершенствование: умные или духовные тати будут часто окрадывать духовное достояние души.

Мать, будучи бедна, воспитала нас, скорбела и болела сердцем об нас, радовалась нашему благополучию и нашему прибытию в ее дом. Кто перечислит благодеяния родителей? — Картина благодеяний родительских, живописуйся всегда предо мною!

Если идешь к кому–либо по какому делу или в гости — иди с духом смирения и любви, но отнюдь не с духом неприязни и гордости. В первом случае тебя встретят с лицом веселым, в последнем — неблагорасположением. В нюже меру мери те, возмерится вам (Мф. 7, 2; Мк. 4, 24). Души чуют друг друга. Тверди, идучи к другому, в сердце заповедь Божию: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Ср.: Мф. 22, 39).

Сребролюбцы, как тати, чрезвычайно боятся, как бы не узнали и не сказали другие, что они богаты, и точно они тати, потому что похищают дары Божии у бедных. Они обижаются и раздражаются, когда напомнишь им о полноте их денежного кошеля.

Ты, раб Божий, когда враг будет смущать тебя заботами об излишних издержках в дому, говори ему: не хочу об этом и думать, как о мелочи. Вся дума моя — Бог, душа моя, мое спасение и других.

Страсти находят на душу и помрачают ее быстро, как скоробегущие облака — солнце; но проходят нескоро и трудно. Сказываются смущением души, и всякий грех сказывается смущением. Мир — Господень дар, и он принадлежит добродетели. Мир вам (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). О мире больше всего заботься: мир плодотвори для жизни семейной и общественной, он необходим для всех занятий. Смущенный делает не то, что надо, или ничего не может делать.

Направи ноги нашя на путь мирен (Ср.: Лк. 1, 79).

Едино тело есмы мнози: ecu бо от единаго хлеба причащаемся (1 Кор. 10, 17). Вот какой характер отношений должен быть у нас к другим — характер единства во всем.