ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Согрешив пред Богом и терпя внутренние мучения за грех, прежде всего заботься о том, чтобы умилостивить любящего и праведного Владыку, поскорби о том, что такого любящего Отца, благодеющего тебе со времени появления тебя на свет каждый день и час, ты прогневал грехом, — терпи великодушно мучения сердца, направляя его с пути лукавого, погибельного, сатанинского на путь истинный, спасительный, Божий.

Сердце есть человек. Глубоко сердце (человеку) паче всех, и человек есть, и кто познает его? (Иер. 17, 9.)

Почему Господь дал нам Тело и Кровь Свою в пищу и питие? — Потому что Тело и Кровь идут во утробу, а дух наш во утробе, то есть во внутренностях наших, как говорит Давид: дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50, 12) и таким образом действует прямо на внутреннего нашего человека — на сердце, как и диавол действует на сердце же. — Познайте, как важно приобщение Святых Таин и как важно у нас сердце! Оно — душа наша.

Когда нет у тебя в сердце любви к Богу и ближним, обратись к возлюбленному наперснику Любви — святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову и моли его так: Апостоле, Христу Богу возлюбленне и сам преисполненный любве, умоли распятую за нас Любовь излияти любовь в сердце мое Духом Святым; вем, яко приемлет твое ходатайство Той, Иже тя, падша на перси Его, приемый. [312] Всем сердцем моим молю тя, друже Христов, претвори молитвами твоими сердце мое из нелюбящего в любящее и погаси в нем безумную и нечистую любовь к тленным благам мира сего, отторгающих меня от любви истинной и святой.

Дух духовное и должен любить, а между тем наша душа далеко не так любит подобных себе людей, святых Божиих, Ангелов и Самого Бога, как любит она тленные вещи этого временного мира. Сродное должно искать сродного и стремиться к соединению с ним, как вещи, химически сродные, стремятся к соединению с собою и действительно соединяются при удобном случае. — Ужели же, тогда как мы замечаем такое стремление сродного к сродному в мире вещественном, мы не будем стремиться к соединению с Богом и между собою — верою и любовию? — Познаем, братия, познаем, какая тесная связь должна быть между нами и между Богом, между Церковию святых небесною и земной Церковию — между собою. Мы хотя мпо зи — но должны быть едино тело (1 Кор. 10, 17), как один Бог и Отец всех. — Посмотрите, ведь весь мир есть единое, стройное, прекрасное, величественное целое, в котором все связано взаимодействием, но особенно величественно — единение светлейшего мира блаженных духов, вечно сияющих светолитием от Первого Света — Бога.

Когда я отпаду от Бога сердечною верою — разрушающий огонь во внутренностях моих свирепеет и жжет; а когда соединяюсь с Ним сердечною верою — огонь потухает и бывает легко. Когда я не стою в истине (Ср.: Ин. 8, 44) (в вере) и любви (к Богу и ближним) — тот же огонь.

Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже: глаголы, яже глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. б, 63), то есть Плоть и Кровь Господа — дух и живот, потому что оживляют души человеческие; если бы они были только плоть, то не оживляли бы. Слава Тебе, Господи! — А диавол все жжет; чуть только отпади от Бога верою — жжет — во всякое время.

Когда думаешь о наградах, вспомни, что ты за грехи достоин великих наказаний, и умерь свои честолюбивые желания страхом Суда будущего.

Замечали ли вы, что всякий раз, когда вы хотите делать дело веры и благочестия, — вы ощущаете в сердце вдруг что–то тяжелое, давящее, препятствующее вашему делу, что разлучает вас от святыни неверием, убивающим душу? Это — диавол.

Этакого–то благодетеля ты оскорбил? А? — Так говорят человеку, который имел несчастие по страсти какой–либо или по чему другому оскорбить своего благодетеля, которого милостями он пользовался постоянно. Ты оскорбил такого благодетеля? Сейчас же почувствуй свою ошибку и проси у него со всею искренностию и покорностию прощения, чтобы он забыл твою дерзость и не лишил тебя на будущее время милостей своих. Но если так говорят человеку, оскорбившему подобного ему человека, хотя и благодетеля, то тем более следует сказать так человеку, как христианину, который так часто и так безрассудно и много оскорбляет Бога. Мы пользуемся Божиими милостями непрестанно: все эти милости велики до необъятности, начиная с дарования нам бытия и искупления нас крестною смертию Божия Сына — до струи воздуха, до глотка воды и крохи хлеба, нами поглощаемых, до доброго дела, сердечного мира и сердечной сладости, нами ощущаемых. Нам то следует говорить, когда мы оскорбляем грехами или страстями своими Всесвятого Бога, говорить: Этакого–то Благодетеля ты оскорбил? Почувствуй скорее свой грех, свое безрассудство, свою неблагодарность и свое крайнее злонравие и проси у Него от глубины сердца, сокрушенно и смиренно (Ср.: Пс. 50, 19), прощения своих грехов, чтобы Он не прогневался на тебя вконец и не лишил тебя впредь милостей Своих. Да, после каждого греха, по слепоте страсти и немощи духа и злонравию нашему допущенного, непременно надобно скорее почувствовать свою вину от всего сердца и смиренно, с сокрушением сердечным и, если можно, со слезами просить прощения у Господа — Благодетеля и Творца, для Коего грех наш есть величайшее оскорбление. — И как благотворно для души нашей такое болезпование и раскаяние! Со мною были много раз такие случаи. Расскажу один. —

Бог испытует сердца и утробы наши (Пс. 7, 10): Он видит нашу душу так, как мы не видим. Например, во время молитвы малейшее движение сердца в сторону от Бога, малейшая неискренность наказывается, и Бог как бы говорит нам: исправься, ты забываешься, — и когда поправишься и обратишь ум к Богу и сердце утвердишь в Нем, тогда опять бывает душе легко, хорошо. Так и в течение всей жизни: малейшая неисправность, малейшее противозаконное (противное вере, надежде и любви) движение сердца — и Господь наказывает его; исправился, раскаялся в нем сердечно, направил его по заповедям Божиим — и опять хорошо. Чего яснее?

Души человеческие бессмертны и видят и слышат нас. Смотрите, Божия Матерь, например, или кто святой, например Николай Чудотворец, когда молишься, они слышат тебя и исполняют твое прошение.

Как вера, благочестие или любовь к Богу и святым выражается в любви иметь иконы и поклоняться, так неверие и нечестие выражаются в том, что иконы совсем выгоняют из домов или для приличия имеют только самые маленькие, едва заметные. — Внешность — выражение внутреннего. Даже нападают совсем на иконы, хотят, чтобы их вовсе не было. Худой знак был, когда в Греции было иконоборство. Он свидетельствовал упадок внутреннего благочестия.

Человек — странник на этой земле к небесному отечеству. Он странствует на устроенной Богом машине. Машина эта — земля. Она быстро носит нас на хребте своем. На этой страннической машине, называемой землею, Господь прежде нашего бытия приготовил для нас сокровищницы пищи, питья, одежды, теплоты, воздуха. Иное из этой сокровищницы мы получаем без труда, как воду, огонь и воздух, а иное с трудом — для того чтобы мы не разленились и поддерживали энергию душевных сил; так, мы с трудом достаем пищу, одежду и жилище. Как на обыкновенной машине, идущей в далекий путь, седоки имеют подле себя на машине и пищу, и питье, и огонь, и одежду и во время хода машины занимаются необходимыми делами своими, так точно и все люди — путники на земной машине во время шествия ее занимаются каждый своим делом, пока придет конец их земного страннического пути и тело их разлучится с душою, которая пойдет в другой мир. Машина же, между тем, все идет не останавливаясь, пока настанет последний день мира, и тогда остановится и она, чтобы выпустить из недр своих всех, уснувших и лежавших в ней телами своими путников и возвратить их Небесному Домовладыке. — К этим мыслям привели меня, братия, наши земные машины — пароходы и паровозы. Быстро несемся мы на этих машинах из края в край силою паров, но быстрее несемся мы — не в пример — на земной машине ко граду Бога Небесного, Иерусалиму, и Церкви первородных (Евр. 12, 23), написанных на небесех, и тмам Ангелов. — В самом деле, размыслите, что иное наша земля, как не странническая машина? — Машина, точно машина. Посмотрите: в машине существенное движение колес: колеса вращаются силою паров, и она идет; и земля имеет круговращательное движение; на машине есть седоки (пассажиры) и с ними их необходимые принадлежности; на земле — в обширнейших размерах — тоже; на машине есть котлы с запасною водою, чтоб пары всегда иметь в готовности, и над машиною клубится постоянно пар или дым, есть на ней огонь и всегдашняя подгнета для огня — дрова; и на земле есть всегда большие запасы воды, вечно над ней клубятся пары в виде облаков; всегда на ней есть запасы огня и постоянно пища для этого огня. После паров причина движения машины — рычаги различные и колеса; причина движения земли — силы притягательная и отталкивательная, которые для земли заменяют рычаги и колеса. Машина, машина и есть! — Вы удивляетесь искусству первого строителя машины — подивитесь премудрости Великого Строителя земной машины, Бога! Все земные мудрецы, поколику в них живет дух, созданный по образу и по подобию Божию, перенимают только некоторую частичку мудрости у Великого Мудреца — Бога из дел Его творения; подметят у Него, как сотворено у Него, какие силы у Него, какие законы действуют — и сами подражательно делают.