ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Помни всегда, что на молитве тебя видит и слышит Бог или Пречистая Его Матерь; потом представь, что тебя слушают такие всеблагие Существа, от которых непременно будет для тебя милость, если помолишься им от сердца.

Прихожан нужно всем (всеми словами и действиями) учить, но никак не потворствовать их слабостям: гордости, нетерпеливости и подобному.

Вы носите имена, не оправдываемые вашею жизнию. А имя Иисуса, нашего Бога и Спасителя, оправдывается на самом деле ежедневно, ежеминутно. Он спасает нас постоянно, каждый раз, когда мы возведем к Нему умы и сердца свои — от грехов наших, от скорбей сердечных. Это говорит всякому благочестивому собственный ежедневный опыт; кроме того, сколько раз Он ежедневно спасает нас неведомо для нас!

В деле сердечной веры и благочестия всячески должно остерегаться движения назад — тем более, что оно очень легко и почти незаметно. Не должно искушать Бога правды. Он, по любви и правде Своей, возвратит нас на прежний путь; но это возвращение будет стоить нам слез и рыданий, то есть глубокого раскаяния, потому что движение назад Господь наказывает в сердце, которое терпит беспокойство и томление.

Если одно искушение: в теле ли, в душе ли, прошло — надлежит ожидать другого. Нас, непостоянных и постоянно готовых отпасть от веры и любви, должно держать под искушениями постоянно, чтобы мы видели сами себя, каковы мы: так как искушения имеют плодом своим это.

В какой мере прилеплятися Богу — благо (Пс. 72, 27)и составляет блаженство для сердца, в такой же мере прилепляться умом и сердцем к чему–либо тленному, например к деньгам, — худо и составляет мучение для сердца. — Опыт.

Прилепляяйся Господеви един дух есть с Гостю дем (1 Кор. 6, 17). Вот почему святые слышат непременно каждого из нас, если только мы всем сердцем призовем их.

Телеграфы скоро сообщают с отдаленными местами и лицами, а вера — с Богом и святыми, которые для неверующих — далеки, то есть от сердец их. — Далече ты от утроб их.

Душа наша, ниспускаясь в вещественность, всегда чувствует тесноту, тяжесть; а возвышаясь горе — к Богу, всегда ощущает необыкновенную легкость и расширение своей жизни. — Опыт.

Руце Мои сотворили и создали тебя (Ср.: Пс. 118, 73). Я вложил в тебя дух — дыхание уст Моих, и как ты можешь иногда думать, что Я — не близ тебя? — Ббг вблизи. Аз есмь (Мф. 14, 27), а не Бог издалеча.

Чем чище сердце, тем оно способнее содержать в себе веру в Бога и святых Его и во все святое. Чем нечище — тем оно невернее. — Опыт ежедневный.

Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8) — не там только, в Царстве славы, но и здесь, на земле — сердечными очами, как и сущии во гробех [330] (то есть не в тех только [гробах], которые прах наш вмещают, но и души в гробах тел наших [живых], исполненных всякой нечистоты) (Ср.: Мф. 23, 27). Слышат и ныне глас Сына Божия и слышавше оживают духовно (Ср.: Ин. 5, 25).

Утешайся в скорбях и болезнях мыслию о будущих радостях, о будущем блаженстве, никогда не престающем, потому что как несомненны скорби и болезни, так несомненны будущие радости: они служат залогом их (будущих радостей).

Чем больше подкладываешь пищи огню, тем сильнее пламень; чем больше получает денег сребролюбец, тем сильнее его страсть воспламеняется.