ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Братия! Предостерегаем вас, что диавол всячески старается засесть во глубине сердца вашего и похитить из него веру, надежду и любовь и всякое доброе желание.

Мудрого и мужественного мужа дело — не обращать внимания на капризы сердца в какое бы то ни было время.

Сам Ты, Господи, поддержи меня на высоте священства, на которую Ты возвел меня из нравственного ничтожества.

При множестве врагов твоих представляй множество врагов Иисусовых: и успокоишься.

При страхе сатанинском (людей) представляй людей пред тобою стоящих лежащими во гробах: ибо все в землю отыдем. [334]

Борьба больных начал со здоровыми в животном теле сопровождается сильною болезнию; так и в душе, зараженной первородным грехом как закоренелою какою болезнию, борьба греха с добром или плоти с духом всегда сопровождается болезненным ощущением. Но, братия, терпите великодушно эту болезнь: из этой болезни вы вынесете торжество добра над злом, жизни над смертию. —

Жестока болезнь зубная, но непродолжительна: чем жесточе, тем непродолжительнее — сутки помучит, повертит тебя, а потом отойдет.

Невидимый, все исполняющий Бог часто и ощутительно касается невидимой души моей, которая от Его прикосновения вкушает чудное спокойствие и небесную радость. Не глаз передает мне весть о моем Боге (чувства для низших предметов бытия, только слух посредством слов и звуков голоса доносит до меня вещания о Непостижимом), но сама душа, так сказать, срастворяется с Богом.

Когда смущает тебя и повергает в уныние сердце твое злоба людей — вспомни тогда, как беспредельно любит тебя всемогущий и всеправедный Господь Бог, Который до времени терпит злобу и потом — во время свое — достойным образом наказывает ее.

Благодарю Господа, посещающего меня болезнию: она осязательно напоминает мне, человеку забывающемуся, о тленности моего телесного состава и побуждает пренебрегать всем тленным, земным, скоропреходящим.

Некоторые святые для смирения своего отдавали себя на попрание всем ногами, а ты хотя научись с охотою заменять своего начальника в требах по просьбе его. О, буду же я исправлять за братию мою требы, сколько есть сил моих, и тем буду смирять свою гордость.

Когда гордецу не пред кем смиряться, тогда и он может сказать, что он смирен, но поставьте его пред человеком, который возбудил бы его гордость. И тогда увидите, как он горд.

Нужно приобрести внутреннюю кротость и смирение и готовность ко всякому послушанию. Кротость всеми и всем довольна, и нет такой нечаянности, которая бы раздражила ее.

Пред собранием многим Царскую фамилию перечисляй с лицом веселым и благодушно.