ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Молясь Богу и святым, должно представлять прежде всего их высочайшую благость, по которой они всегда готовы подавать нам нужное.

Малым и презренным ты представляешься себе в очах Божиих, когда молишься, но знай, что у Бога нет на лица зрения; все — создания Его руки; нет у Него разницы — в великих и малых. Сердце чистое — вот что велико для Него. Имей сердце чистое и, хоть мал ты, не стыдясь и не малодушествуя, молись за весь мир, за царей и за всех людей. Ты — предстатель о них пред Богом.

Невидимая, скорбная душа моя, держись Невидимого, богатого невещественными утешениями; чуждая тьма окаяннаго, тебя покрывающая, да не закроет от тебя Света Незаходимаго [337]. — Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех милостей Его, не забывай Очищающаго вся беззакония твоя (Пс. 102, 1, 3), упокоевающего и радующего тебя причащением Божественных Таин Тела и Крови Своей. Помни, что после блаженства, следующего всегда за достойным принятием Тела и Крови, тобою многократно испытанного, совершенно верного и известного, можно перенести ради испытания с благодарным и ликующим духом все трудности, все болезни и скорби. Не унывай, не малодушествуй, но присно возлагай надежду на Живого и Животворящего Господа, Который никогда не может оскудеть Своим присутствием при тебе. — Августа 1 дня 1859 года.

Да усладится Ему беседа (молитва) моя, аз же возвеселюся о Господе (Пс. 103, 34).

Одно из средств — ослабить силу болезни — состоит в том, чтобы отвлекать от нее внимание души: душа сама есть теплота, или духовный огонь, сообщающий теплоту всему телу, потому, естественно, где душа, то есть где ее внимание, там — усиление жара, естественного или болезненного. — Особенно наблюдай это в зубных болезнях.

Слово — выражение мысли невидимой души; мир — выражение мысли невидимого Бога: потому говорят, что Бог видим в мире, как душа в теле.

Невидимое везде движет видимое, управляет видимым — сила ли то будет или душа. Потому не пресыщайся видимым как чем–то очень важным и не презирай невидимого как маловажного.

Как паук распускает сети, так Бог — раскинул видимый мир. — Священнику. Бог такие великие дела над людьми совершает чрез священников, что они должны непрестанно изумляться и благоговеть пред величием благости и премудрости Божией и благодарно прославлять Его беспредельную любовь к нам, с радостию поспешая на святые дела своего звания.

Исповедую громогласно, что лучшими минутами жизни моей: миром и радостию сердечною и светом ума — я обязан, как и всеми прочими благами духовными и физическими, Господу моему, от обращения к Нему моих мыслей и сердца.

Уразумевай хулы духа злого на Господа, на Пречистую Матерь Божию, Ангелов и святых и не принимай их за произведение твоего собственного сердца, тем более — не унывай; но от кого они пришли, к тому обратно и посылай. Иногда хулит лукавый Бога Отца, иногда Сына, иногда Духа Святого; иногда вообще представляет Бога не всемогущим, иногда вводит в прение о троичности Лиц, иногда заставляет сомневаться в бытии Ангела–хранителя и прочее. Вообще, коль скоро появилась хула против кого–нибудь в сердце, сей час же отталкивай ее и знай, откуда она.

Сладко и легко молиться за вас Богу, братия, от чистого, искренно любящего сердца; сладко желать вам всех духовных благ от Господа. О, я понимаю, какую сладость любви чувствовал в сердце великий Моисей, когда молился Богу за непокорный народ еврейский и говорил Ему: аще оставиши грехи их, оетави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал мя ecu (Исх. 32, 32). Господи, пусти волны благодати Твоей в сердца молящихся в храме Твоем, да напоиши их потоком сладости Твоея, да уразумеют они, что прилеплятися к Тебе благо (Пс. 72, 28), и да возлюбят они молитву от всего сердца.

Насколько откроешь сердце, настолько взойдет Христос, и — сколько удержишь, останется в тебе.

Когда мы принимаем постоянно пресную пищу, без кислорода, мы бываем больны, в нашем теле делается излишнее полносочие и худосочие; соленую пищу употреблять вредно, особенно для тех, у кого крепок желудок и много худосочия в теле; горячащие питья — также вредны. Хорошо употреблять пищу, имеющую в себе кислород, например уксус, и легкую, например суп из манной крупы с свежими кореньями, уксусом и патокою. — Опытом дознано.

+ Вем, Ему же веруем (2 Тим. 1, 12); не вотще течем (Флп. 2, 17); служение Богу нашему есть служение Жизни, приносящее сердечный мир и радость душам нашим. Как тело, обращенное к солнцу, ощущает теплоту и негу в членах своих, так и душа, искренно обращенная к Богу, чувствует в себе животворящую теплоту и негу, которые делают ее совершенно покойною и довольною и истинно блаженною. — Опыт. Августа 1 дня 1859 года.