ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Малый! Малыми делами сокровиществуй себе в этой жизни великие милости великого Бога на небе.

Познал я, что дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. Много раз я Господа молил, да отступит от мене, но Он говорит мне: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 7–9). — Надобно, чтобы ты, часто и невольно им побеждаемый, сильнее возненавидел его.

После причащения особенно старайся быть кроток и смирен, чтобы почтить Кроткого и Смиренного сердцем, Вошедшего под кров твой. Но горе, если потеряешь дух кротости и будешь раздражаться по причине щекотливости своего самолюбия. Дух мира и радости покинет тебя; адский огонь загорит в персях твоих, и тогда будешь искать мира со многою скорбию и слезами и долго не получишь — в научение, чтоб ты берег неоценимую драгоценность.

Для Господа удобно разрушить козни диавола над нами. Поэтому не унывай, будучи невольно уловлен в его козни.

1 Как удобно и скоро может спасти нас Господь! Мгновенно, неожиданно, неприметно! Часто днем я бывал великим грешником, а вечером, после молитвы, отходил на покой оправданным и паче снега убеленным (Ср.: Пс. 50, 9) благодатию Святого Духа, с глубочайшим миром и услаждением на сердце. Как легко Господу спасти нас и в вечер нашей жизни, при закате дней наших! О, спаси, спаси, спаси меня, Преблагий Господи, во Царствие Твое Небесное! Вся возможна Тебе (Ср.: Мф. 19, 26). Своему Господеви стоим или падаем. Ста нем же, силен бо есть Бог поставити нас (Ср.: Рим. 14, 4).

Боже! Ты, о бытии и Промысле Коего свидетельствует мне каждое мое дыхание, не разлучайся от меня ни на минуту — да будет память о Тебе едина с моим дыханием.

Что особенно важно и составляет жизнь какого–либо существа, то Творец положил, сокрыл далеко в глубине, внутри того существа. — Это мы видим везде. Так и в человеке: душа находится в самой средине его существа, в сердце, почему и называется часто душа сердцем, а сердце — душою. Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое (Пс. 142, 4). Сердце чисто… и дух прав… (Пс. 50, 12.)

+ Отдайте, молельщики, Богу ваше сердце, то любящее, искреннее сердце, которым вы любите своих детей, родителей, благодетелей, друзей, в котором вы ощущаете сладость непритворной чистой любви.

Иногда в продолжительной молитве только одна минута бывает истинно угодна Богу и составляет истинную молитву, истинное служение Богу. Главное в молитве — близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостию Божиего присутствия в душе.

Да будет так, как Я хочу, а не как ты (Ср.: Мф. 26, 39). — Вот какой державный голос слышит всегда душа наша, падшая в грех и желающая выйти из состояния душевной греховной скорби. — Да будет так, как Я хочу: или понеси соразмерное греху покаяние во глубине сердца и возвратись на путь жизни, Мною указанный, или неси соответствующее греху наказание, от Моего правосудия определенное, иначе грех твой будет мучить тебя как уклонение от законов Моих. — И душа наша тогда только вкусит покой, когда, действительно, или принесет во глубине сердца соответствующее греху раскаяние, или понесет должное от Бога наказание. О всесильная и всеправедная держава Бога нашего, правящая невидимо невидимыми нашими душами, вечная слава тебе! Слава Тебе, Боже, Спасителю наш! Да будет воля Твоя над нами!

Безумный! Зачем ты сам налагаешь на себя бремя излишним употреблением пищи? Что за жадность слепая? А еще причащаешься животворящих Таин! — Есть меньше, особенно вечером.

Когда крепкий мучитель сильно и мучительно борет тебя и ты изнемогаешь в борьбе с ним, тогда воззови к Спасителю и скажи Ему: Господи! Свяжи крепкого (Ср.: Мф. 12, 29), я без Тебя не могу побороть его. — Или, если он хулит в тебе Господа или пречистые Тайны, не обращай внимания на его хулы и оставь его, презренного и злобного, при своих хулах.

Кто смущается и изнемогает от злобы человеческой, тот тем более будет смущаться и изнеможет от злобы диавольской, потому что злоба сего последнего в сто крат сильнее и касается самого существенного нашего блага — мира и спасения души: он всячески старается убить нашу душу. Злых людей надо жалеть: они — орудие диавола.

Дитя спит, а нежная мать в ту пору подарок готовит ему, чтобы по пробуждении обрадовать его своею нежною заботливостию и своею великодаровитою любовию. Не так ли поступает с нами Бог? Мы востаем и спим нощию и днем, а между тем Господь готовит нам дары на богатом лоне Своей земли: разные плоды, вкусные и здоровые, — и потом как бы после сна Он подает нам их, неведомо для нас приготовивши прекрасные дары. О как блага, великодаровита рука Господня!