ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Что говорит мне опыт, когда я бываю в плену греха? Я целый день иногда только мучусь и всем сердцем не могу обратиться, потому что грех ожесточает меня и как–то надымает [347] меня, делая для меня недоступным Божие помилование: я горю в огне и добровольно остаюсь в нем, потому что грех связал у меня силы и я, как закованный в цепи внутренно, не могу обратиться к Богу — пока Бог, видя мое бессилие, мое смирение и мои слезы, не умилосердится надо мною и не пошлет мне благодать Свою. — Недаром человек, преданный грехам, называется связанным пленицами грехопадений [348].

Жизнь твоя духовная видимо разделяется на два резко различающихся между собою состояния: на состояние мира, радости, широты сердечной — и на состояние скорби, страха, тесноты души; причиною первого состояния всегда бывает согласное действование души моей с законами Творца, а причиною последнего — нарушение Его святых законов. Я всегда могу примечать и действительно примечаю начало того и другого состояния: в сознании моем всегда бывает то и другое. Потому всегда бывает так, что, уничтоживши начало, от которого произошло состояние скорби и тесноты, уничтожаешь и следствие, то есть самую скорбь и тесноту души.

Помни, что спокойствие и рассудительность в духовной жизни — есть самое важное дело.

Рассудительность эта необходима как в делах добродетели, так, особенно, при находе страстей.

Не в словеси (молитвы), но в силе (ее) Царство Божие (1 Кор. 4, 20).

Зная по опыту, как строго наказывает Господь за каждое незаконное сердечное движение и как милостиво принимает нас, обращающихся, и ты наблюдай также милость и суд (Пс. 100, 1) над другими.

Лукавый омрачает у человека ум и сердце, чтобы он не помышлял о небесном, не желал небесного: он скрывает во мраке красоту мира горнего.

Знаешь, чрез что лукавый водит тебя за нос, — отвергни это, и он не будет иметь над тобою силы. — Господи Иисусе! Помози ми.

Ты подозреваешь иногда: не крадут ли слуги твоей собственности; но разве Господь не оградил Своими законами нашей собственности, разве Он не заботится об ней, разве не Его голос вопиет в совести каждого: не укради (Исх. 20, 15) — и желающего красть или самым делом укравшего смущает и бичует страхом? Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1).

+ Поставь себя мысленно в доме своем — не хозяином, а пришлецом и последним из находящихся в доме, после слуг: и тогда будешь смирен и ко всем ласков — хозяйская гордость лишает тебя душевного спокойствия.

Смотри, как нагло страсть тебя обманывает: в то время как продолжается действие, от которого возбуждается страсть, — ты пылаешь адским огнем и негодуешь на лица, совершающие действие, но как кончено действие, ты сам раскаиваешься и видишь ясно, как ты был слеп.

Имя Господа моего Иисуса Христа значит Спаситель, и самое существо Его — любовь к нам; дело Его — спасать нас. Твое есть — миловать и спасать нас. [349]

От плод их познаете их (Мф. 7, 16). Какова должна быть по душевным свойствам Владычица наша Богородица, когда Плод Ее такой Совершенный и Сладкий? Поистине, внутрь Ея вся, всевозможная красота добродетелей, вся слава Ея внутрь (Ср.: Пс. 44, 14).

Ум — дядька, наставник нашего внутреннего человека (да даст вам… утвердитися во впут рением человеце, вселитися верою Христу в сердца ваша) (Еф. 3, 16–17); когда совершится наше земное странствование и воспитание, ум, как ненужный уже опекун по пришествии в возраст человека, будет отстранен: самая сложность его (не простота) действительно доказывает, что он не есть принадлежность всегдашняя. А сердце — просто: оно зрит прямо, просто. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Вот почему иногда и самое разумение приписывается сердцу, как главному в нашей природе (уразумеют сердцем, и обратятся, и изцелю их) (Деян. 28, 27); (потаеныи сердца человек) (1 Пет, 3, 4).