ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Евангельский взгляд на человека (на его жизнь в этом мире и на деятелей в его жизни: Бога, Ангелов и святых и — диавола с своими невидимыми полчищами). Учение Макария Великого.

Научись ценить высочайшим, совершеннейшим образом небесные от единого Господа ниспосылаемые дары — в Святых Тайнах и на молитве: спасение от грехов, мир и радость внутреннего человека. Нет ничего во всем мире дороже этих даров: это дары, неразлучные с Самим Господом, то есть с этими дарами непременно входит в душу Сам Господь. Горе душе твоей, если ты окажешь хоть малое, минутное ненамеренное пренебрежение к ним или по невнимательности к своим помыслам допустишь в душу свою новые грехи, тогда опять невольно ты подвергнешься новому, сильнейшему наказанию. Грехи уязвят тебя со всею разрушительною жгучестию и повергнут тебя в смущение и скорбь. Тогда ясно увидишь, какое различие между дарами Господними и плевелами диавольскими: тогда внутренние мучения стеснят твое сердце жестоким образом — за то, что ты не оценил как должно посещения Господня.

Написать так в Консисторию по назначению бесед: в продолжение года не мог приготовиться к неопределенному проповеданию, а не приготовившись, боялся приняться за дело после такого строгого выговора. Если начальство не ободрит молодого проповедника, у меня ничто с пера не пойдет.

О оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбию и теснотою душу твою, побуждают тебя с болезнованием, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других: потому что Сам Он, Всесвятый Дух, всячески хочет спасти всех нас, только бы мы не противились Ему, не ожесточали сердец своих.

Имя святых, как имя Бога, вечно переходит из века в век.

Вся ми леть суть, но не вся ни пользу: вся ми леть суть, но не аз обладал буду от чего (1 Кор. 6, 12). Табак обладает человеком: курит все человечество и курит сильно, с привязанностию. Табак вреден человеку — во всех его званиях (идеже сокровище ваше, ту будет и сердце ваше) (Мф. 6, 21), когда он обладает человеком: вреден воспитаннику, вреден чиновнику, мещанину, купцу, военному, ремесленнику, земледельцу — вреден и в гражданском и в религиозном отношениях, расслабляя физические и нравственные силы человека.

Вселукав и всезлобен сатана: разными способами склоняет он людей и особенно Боголюбцев к погибели, но едва ли не больше всего — способом отчаяния. Если вы уже успели в добродетельном житии, и тогда он не отчаивается в вашей погибели, но или добрые дела ваши заподозривает, чернит в ваших собственных глазах, представляя, что вся совокупность их — один потерянный труд или одна безрасчетная трата имущества; или, поражая вашу душу огненными своими стрелами, ни на минуту не дает ей отрады несколько часов сряду, чтобы также повергнуть вас в отчаяние продолжительностию и жгучестию внутренних мучений и вырвать из ваших уст слова ропота и досады. — Крепись, Боголюбец, не сдавайся и благословляй Господа.

Когда ты встретишься с нелюбимым тобою человеком и в сердце твоем зашипит ненависть к нему и внутренно свяжет, утеснит тебя, приведи тогда на память заповедь Спасителя: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 39), положи ее на свое сердце, которое испытывает ежедневно любовь и великие милости Господа, представь сердцу беспредельную любовь Спасителя к тебе и ко всему роду человеческому — и, верно, страсть ненависти оставит тебя, и ты будешь любезен и искренно добродушен с тем человеком, которого пред тем ненавидел.

Отвергни совершенно леность и поспешай на дела Господни с радостию. Если в малом будешь неверен Господу, то неверен будешь и во многом (Ср.: Лк. 16, 10). Я хочу сказать, чтобы ты смотрел с верою на всякое дело своей службы и принимал его, как на случай показать свое усердие и любовь ко Господу, а не без веры — как на однообразное наскучивающее занятие, на которое будто бы Господь не обращает внимания.

Господи! Хочу и в сем беспечальным быть, чтобы не подмечать в других неумеренности в употреблении съедомого: и сие Тебе препоручаю — Твоему всепремудрому и всеблагому наставлению и вразумлению — тем более что доселе под Твоим водительством я был благополучен, и из внешней моей собственности никто ничего не похищал. — Господи! Даруй мне во всем положиться на Тебя, даруй мне беспрепятственно заняться служением Тебе.

Братия! Будьте искренни и скажите: когда вы бываете совершенно покойны духом и вполне счастливы: тогда ли, когда соприкасаетесь своими душами с Богом на молитве или — когда предаетесь заботам мирским? Конечно, скажете, когда искренно молимся Богу. Так. Это испытал всякий: мысль тогда бывает ясна, свободна, легка, сердце покойно и легко — весь чувствуешь себя прекрасно, на своем месте. А заботы всегда как–то тяжелы для души, связывают ее, лишая ее свободы.

Когда лукавый уязвит тебя своими разжженными стрелами, не мечись тогда в нетерпении как угорелый, с нетерпением умоляя Господа об исцелении от стрел, вонзенных в твое сердце: этим ты обрадуешь врага, а не отгонишь его. Но с твердостию и мужеством, спокойно вознеси ко Господу от сердца глас молитвы — и ты увидишь, как посрамится враг и отбежит от тебя. Господь хочет от нас терпения и не благоволит вскоре избавлять нас от врагов, когда видит наше малодушие и нетерпение.

Ни на кого не сердись и не имей зла, как только на диавола, твоего величайшего, неотступного врага и врага Божия.

Грех убивает и духовную и физическую жизнь: кто из плакавших о грехах не замечал, что до плача во время греха они страдали душевно и телесно, лицо их испадало [351] и внутренности были как бьт пробиты гвоздями, а после плача, после слез, с которыми выходят обыкновенно скверны сердечные, тело было свободно и легко, как перо, а лицо цвело румянцем радости и спокойствия?