ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Взаим дайте, ничесоже чающе (Лк. 6, 35). Питай других, давай им деньги, не ожидая воздаяния.

Не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20). Апостолы говорили и все написали Духом Святым. Иоанн Златоуст и другие учители — тоже.

Господь везде (везде сый и вся исполняяй [33]) и, призываемый от сердца, скоро приходит на помощь. Он везде в природе: нет места, где бы Он не был; растения, животные, оживляемые Им на каждом шагу; Он действует во всех законах природы. Он и в иконах, и в силе Креста, и в пречистых Тайнах Тела и Крови Своей, и во всех Таинствах; Дух Его дышит в священных чтениях и песнопениях Церкви: Он жизнь всего — Господь.

После вчерашнего диавольского пламени, воспаленного жалением денег на 3 р. извозчику, я думаю, можно совершенно бросить всякое сожаление о потере, какая бы она ни была.

Господь каждый день и всю жизнь туне, единственно по благости Своей питает и всячески милует нас, недостойных; а мы, грешные, злонравные, боимся, истинно боимся, обоянные сатаною, даром напитать братию свою несколько дней сряду! — Безумие непонятное! Еще — вот что удивительнее — Господь ежедневно питает меня дивною, несказанно великою и драгоценною пищею Плоти Своей, а я жалею обыкновенной малоценной, всюду находящейся и ногами попираемой тленной пищи — для братии моей, для приема их несколько дней сряду. — Судите меня, что я такое: что я за чудовище? Жалею и каюсь, болею и жалею; жалею, болею и каюсь. Какая–то тьма страшная, болезненная покрывает иногда меня, и я нахожусь в неисходной глупости; молюсь Господу — избавить меня от этого безотрадного положения и вследствие самой искренней молитвы избавляюсь от него, выхожу на свет Божий и тогда вижу всю безрассудность сердечной страсти; познаю, из–за какой глупости сердце скорбело и болело. — Господи! Ты — бесконечно благ и щедр; мы — бесконечно злы и скупы по временам. Добродетели наши — мелки, ничтожны, минутны!

Величайшее дарование Божие, в коем мы более всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир, как говорит Спаситель: приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). И радуйтесь, и считайте себя богатыми, имеющими все, когда получили мир.

Всякий да помятует постоянно, что он Божий душою и телом и во всех нуждах душевных и телесных зависит во всякое мгновение своего бытия от Бога; а потому к Нему да обращается всякий раз, когда чувствует в чем–либо нужду (душевную и телесную), когда, например, стесняется его бытие душевное или телесное, то есть когда поражают его скорби (болезни душевные) или страсти, болезни (телесные), когда ему угрожают стихии своим непостоянством (огонь, вода, воздух, буря), также когда он предпринимает что–либо делать (да помнит он тогда единого Содетеля, все из небытия создавшего и тварям Своим даровавшего разнообразные силы — делать многие и различные дела).

Когда входишь в храм, говори: поклоняюся Тебе, Господу Богу моему, живущему во храме сем.

Да будет воля Твоя (Мф. 6, 10). Сколько мы подвергаемся часто беспокойству и бесполезным хлопотам, чтобы исполнилась наша воля, хотя исполнение ее, по всей вероятности, не приносит нам душевной и вечной пользы, а только вещественную, временную.

О МОЛИТВЕ

Безотрадно, неинтересно молиться, если не надеяться на получение просимого. — Но многие приступают с лукавым сердцем, вовсе не желая того, чего они просят устами, а по принятой привычке выговаривая заученные слова, которые только воздух бьют напрасно.

Радуйся, когда тебя с семейством притесняют: это верный знак, что ты на тесном пути, вводящем в живот (Ср.: Мф. 7, 14)у.

Бесплотный враг прост по природе: оттого он и силен в нападении. Надо отражать его так же просто, то есть простым, верующим сердцем, о имени Господа Иисуса Христа. Диавол мгновением мысли входит в наше сердце, подобным мгновением — отрицательным, то есть словом, выражающим вдруг противоположную им внушенной мысли, — выгонять его.

Бог долго попускает врагу искушать и теснить нас во время молитвы, чтобы сделать ее искреннее и тверже, и наконец дарует нам благодать — молиться с миром, нералвлекаемо.