ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Когда ты встретишься с нелюбимым тобою человеком и в сердце твоем зашипит ненависть к нему и внутренно свяжет, утеснит тебя, приведи тогда на память заповедь Спасителя: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 39), положи ее на свое сердце, которое испытывает ежедневно любовь и великие милости Господа, представь сердцу беспредельную любовь Спасителя к тебе и ко всему роду человеческому — и, верно, страсть ненависти оставит тебя, и ты будешь любезен и искренно добродушен с тем человеком, которого пред тем ненавидел.

Отвергни совершенно леность и поспешай на дела Господни с радостию. Если в малом будешь неверен Господу, то неверен будешь и во многом (Ср.: Лк. 16, 10). Я хочу сказать, чтобы ты смотрел с верою на всякое дело своей службы и принимал его, как на случай показать свое усердие и любовь ко Господу, а не без веры — как на однообразное наскучивающее занятие, на которое будто бы Господь не обращает внимания.

Господи! Хочу и в сем беспечальным быть, чтобы не подмечать в других неумеренности в употреблении съедомого: и сие Тебе препоручаю — Твоему всепремудрому и всеблагому наставлению и вразумлению — тем более что доселе под Твоим водительством я был благополучен, и из внешней моей собственности никто ничего не похищал. — Господи! Даруй мне во всем положиться на Тебя, даруй мне беспрепятственно заняться служением Тебе.

Братия! Будьте искренни и скажите: когда вы бываете совершенно покойны духом и вполне счастливы: тогда ли, когда соприкасаетесь своими душами с Богом на молитве или — когда предаетесь заботам мирским? Конечно, скажете, когда искренно молимся Богу. Так. Это испытал всякий: мысль тогда бывает ясна, свободна, легка, сердце покойно и легко — весь чувствуешь себя прекрасно, на своем месте. А заботы всегда как–то тяжелы для души, связывают ее, лишая ее свободы.

Когда лукавый уязвит тебя своими разжженными стрелами, не мечись тогда в нетерпении как угорелый, с нетерпением умоляя Господа об исцелении от стрел, вонзенных в твое сердце: этим ты обрадуешь врага, а не отгонишь его. Но с твердостию и мужеством, спокойно вознеси ко Господу от сердца глас молитвы — и ты увидишь, как посрамится враг и отбежит от тебя. Господь хочет от нас терпения и не благоволит вскоре избавлять нас от врагов, когда видит наше малодушие и нетерпение.

Ни на кого не сердись и не имей зла, как только на диавола, твоего величайшего, неотступного врага и врага Божия.

Грех убивает и духовную и физическую жизнь: кто из плакавших о грехах не замечал, что до плача во время греха они страдали душевно и телесно, лицо их испадало [351] и внутренности были как бьт пробиты гвоздями, а после плача, после слез, с которыми выходят обыкновенно скверны сердечные, тело было свободно и легко, как перо, а лицо цвело румянцем радости и спокойствия?

Сотворивый вся и Управляяй всем, вся возможна Тебе (Мк. 14, 36). Сотвори, да реку душе моей: ныне ночах, сия измена десницы Вышняго (Пс. 76, 11).

Desperasti in Deum, si fratres remittas a te. An hoc facies? An adhuc erant tibi quae restant; an nunc deerunt? Quisque suam habet dignitatem. Neminem negligere oportet. Omnes amandum. [352]

Единому приятно единение; почему Единый от Единого и Сущий во Едином молится да ecu едино будут, якоже Он в Отце и Отец в Нем (Ср.: Ин. 17, 21); Любви приятно видеть любовь, Щедрому — щедрость.

Господи! От огня страстей свободи мя; огнем любви воспали меня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа хочу быть любящим и щедрым. Твое есть, Боже, еже помощи мне. [353]

Узкая врата, и путь тесный (Мф. 7, 14), потому что часто бывает теснота сердца за каждое помышление неправедное, за каждое слово нехорошее, тем более — за каждое худое дело, которые в людях, идущих широким путем (Ср.: Мф. 7, 13), проходят ненаказанными. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). — Так душа благочестивая идет путем узким, путем непрестанных наказаний, и так как источник человеческой жизни — сердце (от того бо, сказано, исходища живота) (Ср.: Притч. 4, 23), то эти наказания оно, обыкновенно, и принимает и потому часто скорбит и болезненно стесняется. Скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое (Рим. 2, 9).

Мы от других часто слышим или читаем нередко в сочинениях других — то, что Бог положил на наши умы, сердца, что мы сами лелеяли, то есть часто мы встречаем свои любимейшие мысли у других, как будто бы они у нас взяты, между тем как мы думали, что такие высокие мысли — новые и составляют исключительно нашу собственность. Мысли самолюбивые! Как, разве не един Господь Бог разумов, разве не един Дух Его — во всех, ищущих истины? Разве не един Просветитель наш, просвещающий всякаго человека, грядущаго в мир? (Ср.: Ин. 1, 9.) Слава Единому: слава всех Любящему и всем неоскудно Подающему дары Свои — духовные и телесные; слава Незрящему на лица и открывающему тайны Своей любви, всемогущества и премудрости — младенцам (Ср.: Мф. 11, 25)!