ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

NB. Кто позволяет себе в посты есть скоромное, тот пролагает себе широкий путь к пресыщению, чего в посты особенно не должно быть: пресыщение весьма удобно и незаметно происходит по причине особенной питательности скоромной пищи, особенной приятности ее, легко увлекающей к излишкам, и по причине большей подручности скоромных снедей.

Овцы Моя гласа Моего слушают, и по Мне грядут, и Аз знаю их: и живот вечный дам им… и не восхитит их никтоже от руки Моея (Ин. 10, 27–28). О послушании гласу Господню. (В день святого апостола Андрея Первозванного. История призвания Апостола, его послушание гласу Спасителя.) Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20). Господь стучит в двери сердца каждого, и внимательные знают, когда и как стучится Господь, и слышат глас Его, и отворяют Ему двери своего сердца, и Он входит к ним совершенно ощутительно, осязательно, утешая, упокоевая и веселя их и беседуя с ними как с истинными друзьями Своими. — Но невнимательные пропускают мимо ушей стучание Господа: среди попечений житейских и шума страстей глас Господа бывает или невнятен, или хотя и слышен, но не хотят к нему прислушаться и, как невежды, как неискусные в деле своего спасения, лишаются чрез то величайшего душевного сокровища — своего Господа, Творца и Владыки, дающего всем живот и дыхание и вся. — Многие слышат глас Господа: гряди по Мне (Ин. 1, 43) -— и думают: это не до меня касается, Господь зовет за собою следовать Апостола; другие знают, что это и к ним относится, но им кажется удобнее идти вслед своих похотей, богатства, чести, удовольствий света, пресыщения, пьянства. Это — не овцы, а козлища; Господь знает внутренне овец Своих и живот вечный даст им. (Ср.: Ин. 10, 27–28).

Господь Бог, как Само–Живот и Преизбыток жизни, Сам от вечности, как говорит святой Григорий Богослов, подвигся в Три Лица и остановился на Трех, то есть Бог есть Отец, Слово и Дух. [365] Ты спросишь: как в Боге — Три Лица? Отвечаю: не понимаю — как, но знаю, что так быть должно и иначе быть не может. — Ты еще спросишь: отчего в Боге есть Дух — Третие Лице называется Духом — и отчего Он — особое Лице, когда Сам Бог без того есть Дух? — Отвечаю: иначе быть не может — Дух Божий назван Духом по отношению к твари. Господь дхнул Ипостасным Духом Своим — и явилось, по манию Его — Животворящего Духа, — бесчисленное множество духов: духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6); дхнул Духом Своим в состав человеческий — и быстъ человек в душу живу (Быт. 2, 7), и от этого дыхания доселе рождаются человеки и будут рождаться до скончания века, растися и множитися (Быт. 1, 21). Если столько личных, отдельных существ Господь сотворил Духом Своим, то как же не быть Лицем, или Личным, Творящим Существом Самому Духу Божию. Дух, идеже хощет, дышет (Ин. 3, 8). Видите, Дух называется Духом как Ипостась Божия. — Если есть бесчисленное множество сотворенных, личных духов, то Самому ли Богу оставаться без Духа, как без Своего Лица — Самостоятельного, Ипостасного? — А Сын, Премудрость Отца, Личная, Живая, не необходима ли в Боге? Посмотри на себя: ты — тварь и в тебе бывает такая премудрость, что тебе удивляются весьма многие: ты творишь подлинно тогда удивительные вещи и тебя величают творцом этих вещей. Но ведь это — ты, маленькое немощное создание. Как же, посуди теперь, в Боге не быть Премудрости Само–Личной, как в Боге не быть Творцу, как Ему не иметь Своей Живой Самосущей Премудрости? Посмотри ты на все в мире — как все премудро! Как во всем самомалейшем видна изумительная премудрость, удивительное выполнение всенремудрой Мысли с изумительною точностию, чистотою безукоризненною! Как в Боге не быть Личной Премудрости? Сообрази: как Бог, создав множество разумных, личных, мудрых, живых существ, а Сам — не родил из Себя Личную Премудрость? Лепо ли это? Возможно ли это? Сообразно ли это с совершенствами Творца? — Так, в Боге должна быть Ипостасная Премудрость, или Ипостасное Слово Отца, равно как и Дух Животворящий, от Бога Отца исходящий, на Сыне почивающий. Отчего в тебе есть дыхание? Оно у тебя вещественное и не личное, а у Бога, как Само–Живота, оно — Дух Личный [366], но простой, все Животворящий.

Отселе да не пожалеешь ни для каких домашних текущих потребностей или привычек денег собственных. Страстная привязанность к деньгам — смерть для души. — Опыт. Подтверждаю еще и еще. За то, что ты сначала брал с брата 4 р. [только], Бог дал тебе должность учителя в Училище, и твое содержание увеличилось. Но ты и без того не жил бы бедно. Слава Тебе, Господи!

Научись замечать умышления духа злого. Когда есть в сердце страстная привязанность к земным так называемым благам, когда на сердце есть нелюбовь к брату, так или иначе обнаруживающаяся в злобе ли на него по какой–либо благовидности, в зависти ли, в ненависти ли или в прочих: разумея разумевай, что над тобою строит козни диавол — и своим пониманием его хитрых уловок посрамляй его, прогоняя его именем Господа Иисуса Христа.

Священнику молиться только о себе — грешно. — Молитва о пастве везде должна за ним следовать.

Без сердечного сокрушения не молись Господу: Богу противна эта гордость, нечувствительность своих грехов; но если нет у тебя сокрушения, возбуди его приведением в ясность сознания, что ты — великий грешник, почувствуй, как ты безмерно прогневляешь Бога всякий день — и молись тогда с полным сокрушением.

Вера твоя спасе тя (Мф. 9, 22): не труды наши, не добрые дела наши спасают нас от грехов наших и от скорбей наших. Мы это испытывали многократно, например, на молитве: и всякий испытал, и вера наша. — Вера всегда нас спасает. — Как мы должны благодарить за это Господа!

В случаях, когда делается что–либо не по твоему желанию, не раздражайся, не горячись, а действуй ласкою на тех, кто должен был бы делать по–твоему и не делает, а если бездушные вещи препятствуют каким–либо твоим делам и намерениям, то на них раздражаться безрассудно и смешно. Будь человеком.

Испытано, что Тайны оказываются или огнем, животворящим в устах и в груди, или огнем, попаляющим в сердце. Они являются огнем животворящим для того, чтобы ты в этом видел явный след Духа Божия, в огненных языцех (Ср.: Деян. 2, 3) низшедшего на святых апостолов, согревающего и оживотворяющего хладные сердца наши, и — чтобы видел в этом залог попаления твоих греховных нечистот.

Бог любит, когда человек замечает действия Его в сердце, потому что Он есть Свет и Истина; а диавол всячески опасается этого, потому что он — тьма, ложь, а тьма не приходит к свету, чтобы не обличились дела ее. Диавол чрез тьму, чрез обман и ложь только силен: обличи его ложь, выведи ее на свет — и все исчезнет. — Он обманом вовлекает человека во все страсти. Чрез обман он усыпляет людей и не дает им видеть вещей в настоящем их виде: диавольское покрывало лежит на весьма многом.

Страсти — это адский огонь, разрушающий тело и убивающий душу.

Сегодня был во мне дух нетерпения, раздражительности, ненависти, скупости — отчего? — Оттого, что я, вероятно, чрез пресыщение удалил из сердца моего Господа, Силу мою; а я чувствовал, что Его, Сладчайшего, не было во мне. — И вот лукавый всезлобный одолел меня без Него. О, как бы мне избавиться от него, льстеца всезлобного! — О, как страшны мучения адские! Избави Бог всякого от них. — Еще — молитв вечерних вчера не исполнил: и это отозвалось для души моей так дурно!

Лукавый рабе и ленивый: от дел твоих сужду тя (Ср.: Мф. 25, 26). — Господь на Страшном Суде будет судить всех от совести каждого, ибо это означают слова: от слов твоих сужду тя. — Люди осудят сами себя или уже из этой жизни отходят осудивши или оправдавши себя.