ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Нас, пастырей, почитайте; благословением нашим не пренебрегайте, как это усилилось в нынешнее время; пренебрежение к нам переходит непременно и к Самому Христу. Встречайте нас, когда мы идем к вам со Крестом, с радостию, как Самого Господа. Худо будет тем, которые не принимают служителей Христовых и Креста Его, во имя Которого они входят в дом каждого. Входяще, глаголите, сказал Господь апостолам: мир дому сему: и аще будет ту сеет мира, почиет на нем мир ваш: аще же ни, к вам возвратится (Ср.: Мф. 10, 12–13). Те недостойны имени христиан, которые отвергают от себя служителей Христовых.

Будете яко бози… (Быт. 3, 5.) Не говорят ли делами своими нынешние прогрессисты: мы — сами бози; сами ведаем доброе и лукавое: не нужен нам никакой посторонний авторитет. Не нужна нам Церковь. — Диавол — тот же диавол; люди — те же Адам и Ева.

Бегайте тщеславия в одежде; особенно да наблюдает скромность в одежде тот пол, которому всего сроднее по самой его природе стыдливость, скромность и целомудрие; да не расширяют они воскрылий риз своих (Ср.: Мф. 23, 5) и упругость волоса (кринолины) да будет изгнана от станов, любящих красоваться непомерною шириною (взято из пророка Исайи).

Внутреннее общение с Господом и ныне — источник мира и радости, тем паче — по смерти.

Иисус дуну и глагола апостолам: приимите Дух Свят (Ин. 20, 22). Вот некоторое изображение того, как Дух Святой исходит от Отца и дается чрез Сына Божия, в Нем Почивающего, — верующим.

Священный журнал — «Пресвитер». [384]

Ко всем состояниям жизни приспособлены журналы. Как проходить высокое, пастырское служение — нет журнала.

Показывать высоту священства, как высоки пастыри, совершители всех служб и таинств, и как пастыри народа; с каким благоговением должны совершать все службы, как должны быть внимательны к себе, трезвенны, по наставлениям Апостола и подобию преподобных отец (Добротолюбие). Как вести себя внешне?

Все сословие священников должно быть светом Церкви. Аще же свет — тьма, то тьма кольми? (Мф. 6, 23.) — Источники: святой Златоуст о священстве; святой Димитрий Ростовский, святой Амвросий Медиоланский. [385] Служебник, Требник, Канонник. Свои опыты и наставления, почерпнутые из опыта. (Из Канонника объяснить молитвы ко причащению, как все, что в них сказано, бывает на доле.) О необходимости всегда читать молитвы ко причащению; акафисты, каноны; польза для души от них; перефразировать каноны и акафисты. Помещать еще изъяснения Евангелий и Апостолов, они будут служить источниками для поучений. — Предлагать еще краткие простые поучения на воскресные и праздничные дни.

Множество неисчислимое деревьев в лесах; множество человеков в городах и во всем мире. Но и деревья и тела человеческие из одной земли выросли и в одну землю пойдут. И тело человеческое можно назвать некоторым образом древом, как называл Господь людей; Предтеча Его и другие святые. — Как же велика душа человеческая, делающая столь много удивительных дел, и как нужно заботиться об ней! Тело, как земля, ничтожно. Вся важность в душе.

Курение, как страсть и дело повсеместное, есть дело и сеть сатаны, кроющегося в плоти нашей. Чрез курение также усиливается плоть над духом, да как еще! — Говорят: табак де вещь безразличная. Игра в слова. Как безразличная? Посмотрите, сколько в нем греховного: от плод его познаете его (Ср.: Мф. 7, 16) — грех он или нет.

Страсти, прежде всего, вредны как грех.

Помяни, какой ты был мерзавец в юности, и будь совершенно доволен тем состоянием, какое имеешь ныне, да благодари Бога от всего сердца, что Он не только не погубил тебя со беззакониями твоими [386], но еще удивил на тебе так благостынно, щедро милости Свои [387]. Ты имеешь больше, чем ожидал. — Да переполняется сердце твое благодарностию к Богу. Ты имеешь все от родных жены твоей: не жалей же им ничего.

Как телец упитанный (Лк. 15, 23) исполнен брашна и пития и все–таки жаждет большего. Образец жадного.