ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

3, 12).

Великое благодеяние Божие, когда рождается и обыкновенный человек. Но бесконечно велико благодеяние Божие, когда рождается будущая Матерь Сына Божия. Родилась наша Заступница усердная пред Богом. Чрез Нее бысть Господь сил с нами, и Сына Божия познали\ [36]* чрез Нее и сподобились пречистого Тела и Крови Его. Замечайте: весь ряд чудес благости и милосердия Божия к нам, какие принесла и приносит христианская вера, начался с дня рождения Божией Матери. Все духовные блага веры, какие получаем теперь, получаем чрез Ее посредство. О! Несказанно великое благодеяние Божие в рождестве Божией Матери. Мир христианский всех веков! Ты свидетель непрерывных Ее благодеяний! Славь Ее немолчно. — Ты и славишь Ее в лице Церкви.

Явися Сия небо и храм Божества. [37] Но и вы есте церкви Бога жива… (2 Кор. 6, 16.) Обязанности ваши, предназначение ваше. (Тобою бысть Господь сил с нами [38] и сподобились пречистого Тела и Крови Его.) Перечислите все благодеяния, оказанные Ею в разные времена православным.

Лови врага невидимого во взорах других и не огорчайся на сделавшихся на мгновение его орудиями: ко всем удобно приражается лукавый.

Познай же ты, наконец, великое достоинство и назначение своего духа и прилепляйся всем сердцем к Господу — Бесконечному, Живоначальному Духу, а плоть и все плотское презирай как тление, как прах, как ничто или как болезнь, как скорбь, как оковы души.

Посмотрите в писания мужей духовных, святых и приметьте, как дух их стремится в бесконечность; их писания некоторым образом суть изображение бесконечного Духа — бесконечной премудрости, благости, святости и всемогущества Божия. Посмотрите, как беспределен полет их духа.

Не иматъ Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3). Плоть — все, прилепляющиеся к богатству, удовольствию и к славе мира.

Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс. 72, 28). Христианин до такой степени должен прилепляться к Богу и пренебрегать всем вещественным (чувственным), что если бы Бог и всего достояния лишил его, он не должен скорбеть, но говорить: Господь мой — мое единственное сокровище, моя жизнь, мой покой, мое блаженство, мое богатство. Он — Творец не только всякой плоти, всякого вещества, но и всех духов, которые в свою очередь, как образ и подобие Творца (Ср.: Быт. 1, 26), сами обладают даром творчества (Ангелы творят себе на время плоть; люди — творят многое). Он взял мое достояние, но Он же может и опять дать его, как Иову, как весьма многим другим — и притом с избытком. Для Него ничтожно вещество — дорог для Него Богоподобный дух [39]; вещество утраченное Он может возвратить с избытком, а духа, если самовольно потеряем его, не возвратит.

Матерь Божия стоит на высочайшей степени уподобления Богу, и потому называется Пресвятая и Пречистая.

Молясь с верными в церкви или обращаясь с ними в общежитии, представляй, что ты произошел от Одного с ними Отца Небесного, что они настоящие братия твои по Богу, особенно во Христе Иисусе, соделавшимся Братом нашим по человечеству; что у них одни с тобою потребности души и тела, что они совершенно одно с тобою, что, значит, их нужно любить точно как себя (Ср.: Мф. 22, 39), желать им того же, чего желаешь себе, делать то же, что — себе, поступать с ними так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою (Ср.: Мф. 7, 12).

Кто стремится с Божиею помощию отрешаться от привязанности к земным благам, тот получает со временем от Господа благодать равнодушия и к земной жизни, которая есть величайшее из земных благ, и желает жить для того разве, чтобы в тленном теле угодить больше Господу да посеять больше семян добрых дел для обильнейшей жатвы в будущем веке. На тело свое он смотрит как на такую тленную вещь в видимой природе, которая весь век свой носит в себе семя тления, ежедневно умирает, постоянно внушая нам мысль о своей смертности, пока наконец окончательно не умрет. Он не лелеет его, не удовлетворяет его похотей, зная, что эти похоти — скверна для разумной и бессмертной души его; что тело есть опасный домашний враг, который в случае оплошности души готов погубить ее небесную красоту и жизнь.

8 сентября, 12 часов. Слава Владычице, избавившей сердце мое от врага — тирана, не дававшего мне спать. Он прогнан. — И я уснул крепко и сладко.

Основание молитвы. Стремление образа к Первообразу, как подобного к Подобному.

Во время молитвы имей мысль, что ты — приставиик драгоценнейшего молитвенного достояния Церкви, притом приставник нечистый, недостойный, что твое дело — с благоговением, открыв сердце, напоять душу свою этими чистыми струями молитвенного слова, но не мудрствовать об них по–своему. — Замечательно: сегодня я усумнился, конечно, потому, что подстрекал лукавый, — насчет одного оборота в одной молитве, именно: Един имаши власть оставляти грехи молитвами Пречистых Твоея Матере и всех святых [40] — и посрамился в своем мудровании: враг сразил меня, запял, возмутивши меня на общественной молитве. В чем же ложна моя мысль была? — Я думал: Как? — Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей Пречистой Матери и святых, а не Сам — независимо? И без молитв других имеет власть. — Конечно, Один имеет власть, но чтобы почтить высокие добродетели святых — особенно Своей Пречистой Матери, — которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земной жизни, Он принимает и их молитвенное предстательство о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у раздраженного Господа (См.: Чис. 14, 11–20). Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой — дарованием ему продолжения его бытия; но тогда Господь был бы, так сказать, неправосуден, даровавши им, недостойным жизни, жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить; а когда стал предстательствовать Моисей — человек праведный, кроткий и смиренный, тогда взоры правосудного Бога упокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведника помиловал неправедных. Так и ныне, по молитвам Своей Пречистой Матери Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония и недостойны были бы Его милости. Аще станут Самуил и Илия предо Мною, несть душа Моя к ним (Ср.: Иер. 15, 1), говорил Господь Иеремии о иудеях. Из этого видно, что Господь принимает ходатайство святых за недобрых людей, когда грехи этих последних не превышают меры Божия долготерпения.