ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Задачею моею будет научить вас молиться. Как этого достигнуть? — Показав недостатки бывающей молитвы, недостатки, коих причиною сами молящиеся, и потом показав, как нужно, о чем и когда молиться. — Духом и истиною (Ср.: Ин. 4, 23, 24)у, а не телесно и ложно; о том, о чем Господь указал и Церковь учит ежедневно и в нарочитые дни (в праздники, во дни Таинств, в пост) — всегда, потому что всегда грешим (надо просить прощения грехов), всегда пользуемся милостями Божиими (нужно благодарить), всегда видим пред глазами славные дела Божии, невольно взывающие на славословие (нужно всегда славословить). Но как дух бодр, а плоть немощна (Ср.: Мф. 26, 41) и персть есмы (Пс. 102, 14), то по крайней мере в известные сроки утром и вечером, пред обедом и после, пред ужином и после. Прежде всего скажем о великом достоинстве, цели и пользе молитвы (о наименованиях ее); о участии сердца, о местонахождении его (люди ищут удовольствий сердцу в играх, забавах, в пище, питии, в почестях); свидетельстве Священного Писания о важности сердца: сердце чисто (Пс. 50, 12)у; о вере — в чем она состоит относительно молитвы; о храме как особом месте молитвы: очи и сердце Господа в храме; о клети внутренной, сердечной.

В виду всяких благ земных — да будет сердечное благо твое един Христос; в виду богатства, почестей, удовольствий — да будет твое богатство, твое удовольствие, твоя величайшая честь — Христос; пред Христом да будут ничтожны все земные блага; да не подвижится сердце твое вожделевать что–либо больше Христа; да не привязывается к чему–либо тленному и на одно мгновение; да не оскорбится Христос — Сокровище нашего сердца, Царь и Господь его.

Бедным давай не думая о том, что оскудеешь: дающий не оскудевает. Не высчитывай скупым и лукавым сердцем суммы, им подаваемой; иначе лукавый остановит тебя в добром деле, представив множество раздаваемых денег. Давай, как говорится, завязавши глаза.

Господи! Ты Скудельник мой, Художник мой!

Господи! Ты без конца щедр ко мне. Воистину и я должен быть щедр к братии моей. Любящий Отца сын должен подражать Отцу и Его же дарами быть щедрым для других.

Молясь, не нужно забывать, что злой дух коварствует над нами особенно во время благочестивых занятий: он развлекает наши мысли земными житейскими предметами, он посевает сомнения, он хулит, лукавит в нас.

Рассудок — слуга сердца.

Вчера, озабоченный покупкою книг, я крушился, смущался духом, но пришедши в церковь и прилепившись сердцем к Богу, и вперивши в Него ум и сердце — я успокоился и возвеселился. Воистину не в стяжаниях жизнь наша, а в Боге. — 11 сентября 1860 года. Утро.

Если мы, грешные, молимся и умоляем Господа за себя и за других; ежели, живя на земле, святые молятся за других и испрашивают им у Бога нужное: то тем более — когда святые переселятся в вечность и будут лицем к лицу с Богом. — В силу великой, ходатайственной Жертвы Сына Божия имеют силу ходатайства по благодати Господа Иисуса и молитвы святых, особенно Пречистой Матери Его. — Это воздаяние от Господа заслугам святых.

Что такое человек как не образ Божий (Ср.: Быт. 1, 27)у, художнически вделанный в землю? Потому что тело человеческое — земля (Ср.: Быт. 2, 7; 3, 19). Не дивись же, что в вещественных образах является Бог и даже говорит устами образа: ибо вся возможна суть у Бога (Мк. 10, 27). Когда нужно было, Он и чрез ослицу проговорил человеческим голосом (См.: Чис. 22, 28 30).

Господь, зная немощь нашей природы, помраченной и отягченной грехом, трудно возвышающейся к Богу верою, благоволил снизойти к нам 40 подобия нашему существу, до принятия зрака рабия (Флп. 2, 7), плоти человеческой: такова любовь. По так как Ему нельзя было вечно оставаться в человеческом теле на земле, а нужно было, по планам домостроительства, вознестись с ним на небо, то для немощи всех будущих родов человеческих и для напоминания им о Своей вечной к ним любви, о Своих страданиях и смерти Он пресуществляет Духом Святым простой хлеб в Тело Свое и простое вино в Кровь Свою и в это Тело и в эту Кровь весь вселяется Духом Своим — так что в видах хлеба и вина всецело находится Сам Жизнодавец Христос — Господь. О любовь неизреченная, поистине Божеская! Свою бесконечную премудрость, Свое бесконечное всемогущество Господь употребил всецело на наше спасение! Наша немощь не только верою видит Господа, но и ощущает Его языком, особенно сердцем и всею душою. — Слава Господу, толико возлюбившему нас!

То же и об образах. [41]

Нужно такое настроение веры иметь во время молитвы, чтобы и на одну минуту не было в сердце тайного сомнения или тайной мысли, будто Бог нас не слушает, но чтоб во все продолжение молитвы душа представляла себе Бога пред собою и беседовала с Ним как с Царем.

Как к Богу, так и к человеку будь постоянен в почитании и любви: потому что человек есть образ Его.